Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Иудаизм

Альбер Гиги

Биотехнология

В наш век технический прогресс в медицинской науке настолько огромен, что грозит поглотить моральные принципы, положенные в основу медицинской практики, а это не может не вызывать тревоги. Успехи в области технологии, распыление знаний, самостоятельные исследования, проводимые все более оторванными друг от друга специалистами, излишнее увлечение анализом мешают восприятию полной картины и могут зачастую привести к произвольным, неточным и негуманным обобщениям, за которыми следует отказ от основных моральных норм. Для конца нашего столетия весьма характерны сиюминутность и немедленная выгода. Погоня за ней создает угрозу для основных законов жизни человеческого общества и порождает иногда нетерпимые ситуации.

Именно поэтому необходимо как никогда ранее оберегать медицинскую этику, вернуть принадлежащее ей в медицинской практике почетное место, вернуться к истокам, чтобы слышать глас Божий.

Ясная мораль предполагает знание вечных истин, подлинным источником которых служит библейское откровение. В своем кратком введении мы ограничимся напоминанием нескольких принципов, знание которых может помочь лучшему пониманию отдельных положений иудейской медицинской этики.

Унитарная концепция... тело и дух

Одним из базовых принципов древнееврейской медицины является принцип единства человеческого существа, дух и тело которого образуют единое целое. Согласно иудаизму, душа и тело едины, и к ним в равной степени относятся и десять божественных заповедей. Гигиена и мораль дополняют друг друга, и нечистые продукты в равной мере наносят вред телу и душе. Раввин Э.Мунк подчеркивает, что человек представляет собой микрокосм, состоящий из множества духовных и физических компонентов, гармонично соединяющихся и создающих точное и совершенное равновесие. Малейшее отклонение от первоначального равновесия, самый малый диссонанс немедленно вызывает определенные последствия, особая опасность которых состоит в том, что, единожды возникнув, они могут усиливаться.

Такая взаимозависимость души и тела ведет к тому, что причины телесных недугов надо искать в душевной области, и наоборот. И терапия должна принимать во внимание этот эмпирический момент. «Физиологи и врачи никогда не должны забывать о том, что живое существо — это и организм и личность», — говорит знаменитый физиолог Клод Бернар, соглашаясь в этом смысле с авторами древнееврейских теорий.

Подобное единство должно приводить также к единению сердца и духа. Наш век—эпоха верховенства ума над чувством. Стремление к объективности, рациональности, рассудочности, бесстрастности может погубить человечество. В иврите понятия справедливости и милосердия сплавлены в одном слове «tsedek», ибо без справедливости милосердие было бы слепым и слабым, а справедливость без милосердия — слишком жесткой и сухой, потому «tsedek» означает и то и другое одновременно.

Кроме того, в этом единстве слияние сознательного и бессознательного, отказ от усечения человека, лишения его «верха» или «низа». Иудаизм рассматривает человека во всей его полноте и цельности, с его сознательным и бессознательным, его желаниями и грезами.

И, наконец, в этом единстве — неразрывная связь человека с обществом. Конфликт между ними проходит через всю историю нашего времени. Нравственные устремления нередко приходят в столкновение с реальностью общественной жизни, реальное и идеальное разделены непреодолимым барьером. Иудаизм со своей стороны стремится к сопряжению идеала с повседневной реальностью. Заповеди Торы не на небе и не за морем, а в устах и в сердце, чтобы исполнять их ежедневно (Втор. XXX, 12 — 14). Тора провозглашает на земле справедливое общество, и потому во все времена все деспоты, от фараонов до Гитлера, ненавидели иудаизм и стремились искоренить его.

Примат жизни

Согласно иудаизму, человеческая жизнь абсолютна, священна и неприкосновенна. Ее ценность бесконечна, ибо она — дар Божий, а человек создан по образу Божьему. Врач прежде всего должен помнить о том, что живой человек — это живая Тора, постоянное откровение.

Быть свидетелем смерти человека все равно что видеть сгорающий свиток Торы (Rachi, Мо'эд Катан 24а), потому что тело человека подобно дарохранительнице, храму, из которого исходит божественное слово. «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их», — сказано во Второй книге Моисея (Исход XXV, 8). Исцелять тело — значит позволять человеку продолжать возносить хвалу Господу, служить Богу и людям, и потому легко понять разрешение трудиться в Шаббат ради спасения больного — нарушение одного субботнего запрета позволяет соблюдать другие.

Жизнь человека придает божественному слову форму, характерные черты, делает его осязаемым и вечным. В этом смысл слов Талмуда о божественном присутствии на лице больного. И когда неумолимая и неиз лечимая болезнь подавляет человеческое слово, следует сделать все возможное, чтобы облегчить острую, нечеловеческую боль, которая кощунственно искажает лик божественной доброты. Подобно тому как мы благоговеем перед Торой, мы должны чтить больного и делать все для облегчения его страданий.

Надежда на сохранение жизни

Никогда не следует терять надежды. Даже когда врачи признались в своем бессилии, нужно продолжать надеяться на божественное вмешательство. Врач, исполненный такой веры, зачастую достигает лучших результатов, чем его хорошо владеющий техникой, но прагматичный и бесстрастный коллега.

Врач, который в безвыходной ситуации, перед лицом обреченного больного продолжает, используя все имеющиеся технические достижения, бороться за жизнь, сохраняя веру и передавая ее больному, похож на полководца, продолжающего даже в отчаянном положении, при проигранном сражении, биться до конца, до последнего. И иногда такому генералу удается изменить ситуацию и победа улыбается ему.

По правилам древнееврейской медицины врач должен бороться за жизнь до последнего дыхания, никогда не опускать руки. В основе такого поведения лежит мысль о том, что человек знает не все и его вердикт — это еще не Божий приговор. Врач, выносящий безапелляционное заключение, ставит себя вровень с Богом, а обожествление человека, согласно иудейской традиции, — это самый большой грех и самое тяжкое преступ­ление. Человек, равняющий себя с Богом, вершит будущее, а оно принадлежит только одному Богу.

Никогда не следует терять надежды, и врач обязан бороться за жизнь до последнего дыхания. Иудейская традиция требует от врача быть «Neeman Ve Rahman», то есть праведным и пользующимся полным доверием человеком, который должен любить своего больного, как себя самого, и не жалеть для него своих усилий. Врачу полагается быть не только ученым, но и сердечным человеком, иными словами, человеком в высшем понимании этого слова.

! Выдержки из основ социальной концепции российского иудаизма

Иудаизм и здоровье

Иудаизм и биоэтика

Вернуться к списку

Хроника

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Научная конференция памяти Б.Г. Юдина – "Человек в мире нейротехнологий: социальные и этические проблемы"
30-31 мая 2018 г., Москва, Россия, Институт философии РАН, сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики
Доклады расширенного пленарного заседания будут посвящены ключевым социогуманитарным вопросам развития нейротехнологий, а также развитию идей ведущего отечественного ученого специалиста по философско-методологическим проблемам современной технонауки, этики науки и биоэтике Б. Г. Юдина.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright