Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 58. ТРАНССЕКСУАЛИЗМ

Юридические, этические и моральные проблемы, возникающие в связи с хирургическими вмешательствами, связанными с транссексуализмом.

1. Международное право
В том, что касается изменения актов гражданского состояния, следует руководствоваться положениями доклада Комиссии по правам человека Совета Европы по делу Ван Остервейка против Бельгии (01.03.1979 г.), выражающего суждение, противоположное требованиям статьи 8(1) и (2) Европейской конвенции о правах человека, и решением Европейского суда по правам человека по делу Риис (Комиссия по правам человека против Соединенного Королевства) от 17.10.1986 г.
Вместе с тем следует отметить, что последнее решение (принятое большинством в 12 голосов при особом мнении трех остальных судей) строго придерживается положений британской юридической системы, которая пока не предусматривает внесение изменений в акты гражданского состояния: «...неуважение, о котором идет речь, состоит, вероятно, в отказе разработать документы, определяющие и подтверждающие настоящее гражданское состояние. До последнего времени Соединенное Королевство не считало необходимым вводить подобную систему, что имело бы серьезные административные последствия и налагало бы на остальное население дополнительные обязанности. При принятии необходимых мер британские власти вправе, в пределах своей компетенции, учитывать существующее в стране положение: если справедливое решение требует в интересах заявителя внесения поправок в действующую систему, это не значит, что Соединенное Королевство обязано пересмотреть ее коренным образом».
Что касается права на вступление в брак (статья 12 Европейской конвенции о правах человека), то Европейский суд по правам человека постановил, что «статья 12 имеет в виду традиционный брак между двумя биологически разнополыми лицами». Из текста статьи вытекает, что главная цель заключается в основном в защите брака как основы семьи. Кроме того, статья 12 уточняет, что осуществление этого права регулируется национальными законами государств-членов. Вытекающие из этой статьи ограничения не должны затрагивать самой сути данного права, но это положение не может быть распространено на вводимый в Соединенном Королевстве запрет на брак между двумя биологически разнополыми лицами (в противоположном смысле см. упомянутый доклад Комиссии по правам человека Совета Европы от 01.03.1979 г.).
Как представляется, данный казус поднимает два вопроса: во-первых, вопрос об индивидуальной юридической ответственности по охране здоровья; во-вторых, вопрос о законности юридических мер (уголовных или неуголовных), которые приводят к ограничению личной свободы и правосубъектности.
Что касается первого вопроса, то очень сомнительно, чтобы в настоящее время можно было разработать на международном уровне (даже путем толкования от обратного существующих положений о праве на здоровье) обязательство заботиться о своем здоровье.
Что касается второго вопроса, то статьи 9(1) и 17(1) Пакта о гражданских и политических правах и статьи 5(1) и 8(1) Европейской конвенции о правах человека провозглашают право на уважение частной и семейной жизни и право на свободу личности. Статьи 5(1)е и 8(2) Европейской конвенции о правах человека тем не менее подтверждают соответственно законность задержания наркомана и вмешательства властей в частную жизнь, если при этом преследуется цель защиты здоровья (см. заражение наркоманов СПИДом или другими заразными болезнями). Следовательно, в подобном случае мера по ограничению личной свободы законна.
Что касается лишения прав, то статья 16 Пакта о гражданских и политических правах выступает против этого («каждый имеет право на признание везде своей правосубъектности»), так как в противном случае
признание правосубъектности было бы в действительности лишено своего содержания.
За юридическими и этическими проблемами скрывается проблема научная. Нарушение физической целостности оправдано лишь с лечебной целью, и поэтому необходимо, чтобы вмешательство носило терапевтический характер. Таким образом, вмешательство допустимо, если с научной точки зрения оно является единственным эффективным способом лечения серьезной психической травмы.

3. Религиозная мораль.
а. Католическая.
Официальной позиции у католической церкви в отношении хирургического вмешательства, связанного с транссексуализмом, нет.
Большинство католических теологов считают, что этически непозволительно делать хирургическую операцию человеку с органически целой и здоровой сексуальностью с целью лечения психической патологии, приводящей к транссексуализму. Пациент «не является абсолютным хозяином самого себя, своего тела, своего духа (...). Пациент связан с имманентной телеологией, установленной природой» .
б. Иудейская. Хирургические вмешательства, связанные с транссексуализмом, должны быть запрещены по следующим причинам:
— Абсолютно запрещено наносить ущерб своему телу или органу человека. Во Второзаконии сказано: «Тщательно храни себя».
Разрушение органа воспроизводства означает презрительное отно¬шение к делу Творца.
— Изменять пол хирургическим путем — значит нарушать библейскую заповедь о том, что «на женщине не должно быть мужской одежды и мужчина не должен одеваться в женское платье...».
— Долг врача — лечить, а не использовать свое искусство для вмешательств такого рода.
— Недопустимо и бессмысленно подвергать свою жизнь опасности, так как любое хирургическое вмешательство содержит риск.
в. Мусульманская. Транссексуализм можно определить как глубокое желание принадлежать к полу, противоположному собственному генетическому, физиологическому и юридическому полу, и как потребность изменить свое сексуальное состояние, и в частности свою половую анатомию. Не всегда легко различать транссексуализм и интерсексуальность, которая сопровождается физиологическими аномалиями, приводящими к тому, что субъект становится чем-то средним между мужчиной и женщиной.
Хирургическое вмешательство порождает тесно связанные между собой юридические, этические и моральные проблемы, к которым следует подходить осторожно с учетом следующих принципов и понятий:
— в исламской морали существует незыблемый принцип: никто не может произвольно изменять собственное состояние, так как оно является плодом божественного творения и любое вмешательство привело бы к нарушению физической и психической целостности. Кроме того, как было сказано выше, в основе диагностики транссексуализма лежит убежденность индивидуума, которая может оказаться субъективной;
— синдром транссексуализма — это комплекс многих, иногда противоречивых составляющих, причина которого не имеет научного обоснования (трудности с определением хромосомного, морфологического и пси-хосоциального пола). Вот почему диагноз синдрома транссексуализма может быть поставлен группой экспертов в составе эндокринолога, хирурга и психиатра. Ошибочный диагноз тем более опасен, что хирургическое вмешательство является необратимым, а заинтересованное лицо может впоследствии об этом пожалеть;
— немалую трудность составляет и вопрос признания гражданского состояния в связи с изменением пола. В случае же непризнания у субъекта, подвергшегося хирургическому вмешательству, могут возникнуть большие трудности с интеграцией, в административном плане, особенно в том случае, если данный субъект является отцом или матерью.
Из всего сказанного следует:
— диагностика транссексуальности затруднена по причине отсутствия абсолютно четких научных обоснований; — в административном плане вопросы, связанные с транссексуализмом и с изменением гражданского состояния, законодательно разработаны только в нескольких странах;
— в социально-психологическом плане возникают неразрешимые трудности.
г. Буддийская. Хирургическое вмешательство, связанное с изменением пола, порождает проблемы юридического, этического и нравственного характера Каждый человек должен иметь возможность обрести душевное равновесие, и такого рода операции могут способствовать этому.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright