Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 57. ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ (проблема пациентов в состоянии церебральной смерти)

Проблема пациентов в состоянии церебральной смерти.
Юноша, 19 лет, жертва дорожно-транспортного происшествия. Присутствуют все клинические и параклинические признаки церебральной смерти.
Два члена бригады по трансплантации отказываются участвовать в операции по забору органов с целью пересадки по морально-этическим соображениям.
Руководитель бригады требует дисциплинарного наказания.

1. Международное право.
Резолюция (78)29, принятая Комитетом министров Совета Европы 11.05.1978 г., озаглавленная «Гармонизация законодательств государств-членов, касающихся забора, пересадки и трансплантации веществ человеческого происхождения», не предусматривает пункта об отказе по морально-этическим соображениям. Впрочем, она не исключает этого, ограничиваясь утверждением того, что «смерть должна устанавливаться врачом, не входящим в состав бригады, которая будет производить забор, пересадку или трансплантацию» (статья 12), и что после наступления смерти забор органа может быть произведен, даже если функции органов, за исключением мозга, поддерживаются искусственно (статья 11).
Следует отметить, что в пунктах Д и Е упомянутой резолюции сказано следующее: «Государства-члены должны активно использовать все соответствующие средства для информирования общественности, привлечения внимания врачей к необходимости и важности донорства веществ, при сохранении конфиденциального характера каждой операции» и «разрабатывать или способствовать разработке практических директив для тех, кому придется принимать решение в соответствии с параграфом 1 статьи 11 относительно забора органов у умерших».
Отсутствие оговорки об отказе по морально-этическим соображениям объясняется определенной непредсказуемостью в этом вопросе.

2. Этика
Случай довольно неожиданный, так как врачи, прибегающие к отказу по морально-этическим соображениям, входят в состав бригады, регулярно осуществляющей операции по трансплантации органов. Следовательно, отказ касается не самого принципа трансплантации, так как в этом случае они избрали бы для себя иную профессию. Дело в том, что они ставят под сомнение смерть донора. Но, согласно нормам Всемирной медицинской ассоциации, констатация смерти выполняется не врачами, осуществляющими трансплантацию, а двумя другими врачами, использующими признанные научные методы. В этой связи врач, осуществляющий пересадку, должен считать своими пациентами как донора, так и реципиента и защищать интересы обоих (Декларация Всемирной медицинской ассоциации — октябрь 1987 г.). Ни один врач не может производить трансплантацию, если не соблюдены права пациентов (Декларация Всемирной медицинской ассоциации — Мадрид, 1987 г.). Следовательно, врач-трансплантолог не может отказываться по морально-этическим соображениям только на том основании, что имеются сомнения в правильности заключения врачей о смерти или что смерть была констатирована только одним врачом.

3. Религиозная мораль
а. Католическая. У церкви нет официальной позиции относительно оценки церебральной смерти, принимаемой в качестве признака смерти человека. Следует напомнить, что католическая доктрина соглашается с результатами экспериментальной науки, касающимися установления смерти человека: «Наличие определения смерти снимает вероятность конфликта между обязанностью уважать жизнь человека и долгом лечить и спасать жизнь другого человека» (L'Osservatore Romano, 17..12. 1989.).
Вместе с тем недопустимо с точки зрения этики предусматривать дисциплинарные санкции в отношении тех (врачей или помощников), кто отказывается принимать участие в операции по пересадке по моральным или религиозным обстоятельствам.
в. Иудейская. Идея применить дисциплинарные санкции представляется ошибкой и неуважением элементарных прав человека. Дело в том, что рассматриваемый случай ставит две деликатные проблемы:
— забор органов;
— определение момента наступления смерти.
Согласно иудаизму, уважение к человеческой жизни отнюдь не предполагает пренебрежительное отношение к телу покойного. Являясь физической оболочкой души, тело человека требует уважения даже после смерти.
Необходимость почтительного отношения к останкам человека со всей определенностью подчеркнута в Талмуде. Тело и все его органы отмечены печатью святости, и мы должны проявлять по отношению к ним знаки бесконечного уважения. Аутопсия и трансплантация органов раз¬решаются только при вполне определенных обстоятельствах.
С другой стороны, большинство представителей еврейских руководящих кругов не принимают критерий церебральной смерти. Согласно иудаизму, отсутствие движений, биения сердца и дыхания означает наступление смерти. Иными словами, смерть может быть констатирована лишь при наличии этих трех признаков.
Таким образом, совершенно нормально, что есть такие врачи, которые по религиозным мотивам отказываются участвовать в заборе органов. Абсолютно законно уважать религиозные убеждения всех и каждого.
г. Мусульманская. Ислам разрешает пересадку органов, взятых у умершего человека, при соблюдении следующих условий:
—констатация церебральной смерти осуществляется тремя врачами, в том числе одним невропатологом (хирурги, которые будут производить трансплантацию, не должны входить в состав этой группы);
— вознаграждение не выплачивается;
— трансплантация проводится в медицинском центре, официально признанном министерством здравоохранения соответствующей страны;
— покойный не делал никакого заявления с возражением против забора какого-либо органа
В данном случае мы имеем дело с отказом двух членов бригады по проведению трансплантации.
Приведенные выше мотивы отказа не могут его оправдать, поскольку подобная практика трансплантации уже положительно зарекомендовала себя.
д. Буддийская. Необходимо сделать все, чтобы спасти больного, избегая при этом излишнего терапевтического рвения.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright