Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 55. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ СОГЛАСИЯ

Господин X, 42 года, женат, отец двоих детей (12 и 7 лет), в результате вирусной инфекции страдает сердечно-легочной недостаточностью в последней стадии.
С его согласия он включен в список пациентов, которым срочно должна быть сделана пересадка комплекса сердце — легкие.
В день операции, находясь еще в сознании, больной отказывается от хирургического вмешательства, которое может спасти ему жизнь.
Его семья, жена, дети просят хирургическую бригаду пренебречь отказом.

1. Международное право
В настоящее время только одно положение действующего международного права предусматривает в общем плане обязательное согласие пациента. Речь идет о статье 7(2) Пакта о гражданских и политических правах, которая гласит; «Никто не может быть подвергнут медицинскому или научному эксперименту без своего согласия».
Это положение применимо к данному случаю в той мере, в какой пересадка комплекса сердце —легкие может пока рассматриваться как медицинский эксперимент.
Принцип добровольного согласия имеет основополагающее значение и в случае медицинского или научного эксперимента, так как право на физическую целостность пациента предполагает, что всякое медицинское вмешательство, не относящееся к числу обычных (аускультация, измерение артериального давления, уколы и т.д.), может осуществляться только при наличии добровольного и осознанного согласия заинтересованного лица.
В экстренных случаях, особенно если жизнь пациента подвергается непосредственной опасности или он находится в бессознательном состоянии и не может оценить тяжесть своего положения и осознать необходимость медицинского вмешательства, долг врача — сохранить жизнь и здоровье пациента. Но если, несмотря на свое тяжелое состояние, пациент находится в полном сознании и, следовательно, способен сознательно отказаться от предложенного медицинского вмешательства или взять назад данное ранее согласие, его воля должна превалировать над долгом врача спасти ему жизнь.
Таким образом, в международном праве нет четкого ответа на поставленный вопрос, так как проблема отказа от основного права (права на жизнь) еще не нашла своего решения в документах обязательного или необязательного характера.
Первейшим долгом врача является сохранение здоровья пациента, но врач обязан защищать и уважать права больного (ВМА, Мадрид, 1987 г.), который, будучи надлежащим образом проинформирован о предлагаемом лечении, имеет право согласиться или отказаться от него (ВМА, Ли¬ссабон, октябрь 1981 г.). Врач не должен ставить желание членов семьи выше воли больного.

3. Религиозная мораль
а. Католическая. Пересадка комплекса сердце — легкие относится к разряду сложнейших операций. Несмотря на то что она все еще носит экспериментальный характер и сопряжена с определенным риском, ее разрешается осуществлять с согласия больного.
С точки зрения католической морали этически недопустимо как для семьи пациента, так и для врача «навязывать кому бы то ни было использование средств, которые уже применяются, но не лишены определенного риска и очень дороги». Разрешается ограничиваться «обычными средствами, имеющимися в распоряжении медицины». Это не равносильно самоубийству, а означает принятие гуманного условия, избавляющего больного от применения средств, несоразмерных с ожидаемыми результатами.
б. Иудейская. Заботиться о своем здоровье и принимать все необходимые меры для предотвращения болезни — это первейший долг, который нам предписывает Тора. «Тщательно храни себя», — говорится во Второзаконии . По этой причине все предписания могут быть нарушены для спасения жизни человека, так как жизнь — это наивысшая ценность и человек не имеет права отказаться от жизни или покончить с собой. Он обязан следовать советам врачей, призвание которых стоять на страже жизни. Он не должен рассчитывать на чудо или полагаться на случай, не использовав все возможности, имеющиеся в распоряжении медицины. В рассматриваемом случае пациент внесен в список нуждающихся в пересадке.
Семья и дети просят ее сделать, и, следовательно, врачи должны попытаться убедить пациента согласиться на операцию, поскольку только она может спасти ему жизнь. Врачу следует делать это умело и деликатно, пытаясь вселить в больного мужество, оптимизм и надежду.
г. Мусульманская. Одним из необходимых условий, о котором говорилось на Втором международном конгрессе Ближневосточного общества трансплантации органов, состоявшемся в марте 1990 г. (см. предисловие), является письменное согласие донора или в случае отсутствия такового — согласие его близких. Никогда не упоминалось о согласии реципиента. Нам кажется, что в рассматриваемом случае, учитывая физическое и психическое состояние реципиента, находящегося на последней стадии болезни, нельзя принимать во внимание его отказ от пересадки. Если хирургическая бригада считает, что операция может спасти больного, она должна произвести пересадку, тем более что имеется согласие близких родственников, а больной ранее не возражал быть внесенным в список пациентов, ожидающих трансплантации.
д. Буддийская. Семья обязана получить согласие больного, проявляя терпение и успокаивая его, объясняя целесообразность проведения операции.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright