Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 53. ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ

Землетрясение, внезапный сильный морской прилив, разрушение ис¬точников энергии, складов медикаментов, средств коммуникации: международная помощь.

1. Международное право.
Договоренности между европейскими странами предусматривают оказание взаимопомощи в случае природных катаклизмов (Европейское соглашение об обмене терапевтическими веществами человеческого происхождения (Совет Европы) (15.12.1958 гУ01.01.1959 г.)) и дополнительный к нему протокол от 01.01.1983 г.; Соглашение по целевым поставкам медицинским учреждениям медико-хирургического и лабораторного оборудования для диагностических и терапевтических целей без уплаты таможенной пошлины в порядке беспроцентной ссуды (28.04.1959 гУ29.07.1960 г.) и дополнительный протокол к нему от 01.01.1983 г. и Европейское соглашение по обмену реактивами для определения групп тканей (Совет Европы) (17.09.1974 Г./23.04.1977 г.) и дополнительный протокол к нему от 24.06.1976 Г./23.04.1977 г. См. также рекомендацию №R (79) 5, принятую Комитетом министров Совета Европы 14.03.1979 г. по международной транспортировке и обмену веществами человеческого происхождения; статью 2(1) Пакта об экономических и социальных правах; Европейское соглашение об обмене реактивами для определения группы крови (14.05.1962 г.)(14.10.1962 г.) и дополнительный протокол к нему от 01.01.1983 г.; Европейское соглашение по медицинской взаимопомощи в области специального лечения (14.05.1962 Г./15.06.1962 г.) и резолюцию (68) 32, принятую полномочными представителями министров Совета Европы 31.10.1968 г. об учреждении в Амстердаме Европейского банка редких групп замороженной крови.

2. Этика
В случае катастроф, стихийных бедствий и ядерной войны врач должен выполнять свои профессиональные обязанности и оказывать срочную помощь без различия пола, расы, национальности, религии, убеждений.
Он оказывает помощь до тех пор, пока его присутствие необходимо (ВМА, Гавана, 1956 г.).
Следует добавить, что врач должен воздержаться от проведения интенсивного терапевтического лечения безнадежно больного человека, в частности в условиях ядерной войны, принимая во внимание возможную нехватку медицинских средств. Это, однако, не освобождает врача от обязанности облегчать страдания умирающего с помощью успокаивающих, болеутоляющих и других средств (ВМА, Венеция, 1983 г.).

3. Религиозная мораль
а. Католическая. Международная помощь обязательна с моральной точки зрения и вытекает из принципа вспомоществования. В этом отношении международные институты могут оказать огромную услугу человеческому роду, «и церковь приветствует дух подлинного братства, расцветающий среди христиан и нехристиан», и усилия по облегчению огромных страданий.
б. Протестантская. Широта поднятых вопросов не позволяет дать на них короткий ответ.
Тем не менее следует перечислить некоторые элементарные принципы:
1. Все люди живут в одном мире, части которого взаимозависимы; происходящее в одном месте обязательно отражается или отразится (положительно или отрицательно) на событиях в других частях планеты.
2. Во все времена народная мудрость, записанная в Евангелии, гласила: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (JIK.VI,31).
3. Вера развивает это правило взаимности и зовет к бескорыстию, и любви.
4. Избыток утопических мечтаний и призывов к доброй воле может только навредить. Требование или закон, которые не могут быть выполнены или соблюдены, порождают губительное сомнение относительно самого принципа данного требования или закона. Следовательно, надо остерегаться слишком хороших программ, которые, обещая каждому безоблачное счастье, в действительности могут оказаться химерическими, обесценят саму идею программы и возможных изменений к лучшему и приведут к прямо противоположным результатам.
Но с другой стороны, справедливо и то, что ничто глубоко человеческое не делается без мечты, без надежды и... без веры, и в этом извечный спор о судьбах мира, которые невозможно предугадать.
5. Учитывая все сказанное выше, человечество должно терпеливо и старательно, с помощью этических средств, пролагать путь ко все более гуманному миру, преодолевая превратности судьбы и истории и находя выход из сложных положений.
в. Иудейская. «Чтобы жил брат твой с тобой» — такова библейская заповедь, которая налагает на нас обязанность приходить на помощь и спасать наших братьев в беде. Право бедного на помощь, больного на исцеление и заботу неоспоримо, согласно библейским заповедям.
Примечательно в этом смысле, что древнееврейское слово «tsedaka», проявление милосердия к обездоленным, одного корня со словом «tsedek» — справедливость в широком понимании этого слова.
Понятие милосердия и справедливости, одно из основополагающих в Библии, побуждает нас бороться с нищетой и социальным неравенством. Необходимо прийти на помощь человеку, находящемуся в смертельной опасности. «Непреложный долг спасти тонущего в реке и уносимого зверем».
Во всех случаях и независимо от политического режима пострадавшей от стихийного бедствия страны международные медицинские организации обязаны выполнить свой долг по оказанию неотложной помощи и лечению, независимо от причин катастрофы.
г. Мусульманская. Взгляды ислама на международное сообщество носят широкий характер и основываются на мирном сосуществовании, сотрудничестве и солидарности. К основополагающим принципам ислама относится и принцип уважения другой (немусульманской) веры. В аяте 44 пятой суры сказано: «Мы низвели Тору, в которой руководства и свет...» Так же и у христиан. И аят 47 той же, пятой, суры совершенно определенно говорит об этом: «И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах». В целом Коран призывает к религиозной терпимости, к свободному выражению и уважению всех точек зрения. Об этом сказано во многих аятах, например в аяте 256 второй суры: «Нет принуждения в религии».
Кроме того, в суре шестидесятой, аят 8, и пятой, аят 8, говорится о понятии единства человечества и содержится призыв к взаимопониманию, сотрудничеству и справедливости в отношениях между народами. Об этом же сказано и в одном из хадисов: «Люди одинаковы, как зубья гребня». В этом же духе говорит о братстве людей и аят 13 сорок девятой суры: «Люди! Мы сотворили вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — самый благочестивый».
д. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.

Вернуться к списку

Хроника

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Научная конференция памяти Б.Г. Юдина – "Человек в мире нейротехнологий: социальные и этические проблемы"
30-31 мая 2018 г., Москва, Россия, Институт философии РАН, сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики
Доклады расширенного пленарного заседания будут посвящены ключевым социогуманитарным вопросам развития нейротехнологий, а также развитию идей ведущего отечественного ученого специалиста по философско-методологическим проблемам современной технонауки, этики науки и биоэтике Б. Г. Юдина.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright