Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 47. ВИЧ/СПИД (неоказание медицинской помощи)

Хирург систематически проводит тестирование на ВИЧ без ведома пациентов и отказывается их оперировать, если результаты теста положительные.

1. Международное право
Единственным документом, рассматривающим проблемы, связанные со СПИДом, является рекомендация №R (87) 25, принятая Комитетом министров Совета Европы 26 ноября 1987 г. (она является продолжением Рекомендаций №R (83) 8 и R (85) 12, касающихся выявления маркеров СПИДа у доноров).
Согласно первому абзацу пункта 2.2.3 «лица, независимо от того, являются они донорами или нет, должны быть проинформированы о подтвержденных положительных результатах их анализов крови». Вместе с тем это положение не дает никакого определения относительно законности теста, проводимого без ведома пациента.
Пункт 2.2.1 той же рекомендации предусматривает в свою очередь (первый и второй абзацы) необходимость осуществления «систематического контроля при каждой сдаче крови, материнского молока, органов, тканей, клеток, особенно спермы, с соблюдением традиционных и строгих условий добровольности согласия и сохранения конфиденциальности сведений... никакого обязательного контроля не должно проводиться ни среди населения вообще, ни среди отдельных групп». В свете приведенных положений и упомянутой выше статьи 7 Пакта о гражданских и политических правах хирург не может проводить тестирование на ВИЧ без предварительного согласия пациента.
Что касается второго вопроса, то в пункте 2.2.3 упоминавшейся рекомендации (87) 25 указано, что «медицинский персонал может, как правило, предупредить заражение, приняв соответствующие меры; следовательно, именно пациенты должны его предупреждать о своем положительном анализе или же поручить делать это своему врачу» но не дается ясного ответа на поставленный вопрос. Тот же смысл заложен в третьем абзаце пункта 2,4: «Медицинские работники, которые в силу своих профессиональных обязанностей могут контактировать с заразными жидкостями и секрециями, должны получать самую современную информацию об элементарных гигиенических мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать им самим и их пациентам».

2. Этика
Согласно Декларации ВМА относительно лечения больных СПИДом (Вена, 1988 г.), «больные и вирусоносители имеют право получать соответствующую медицинскую помощь; они не должны подвергаться гонениям, страдать в повседневной жизни от произвола и необоснованной дискриминации. Медики должны уважать вековую традицию, предписывающую им проявлять сочувствие и мужество в обращении с заразными больными. Эта традиция должна соблюдаться и в отношении больных СПИДом».
Больные СПИДом имеют право на соответствующее медицинское обслуживание, проводимое с состраданием и уважением их человеческого достоинства. Врач не имеет морального права отказаться от лече¬ния пациента, заболевание которого относится к его компетенции, по той лишь причине, что он является вирусоносителем. Медицинская этика не может допустить, чтобы некоторые категории пациентов подвергались дискриминации только лишь потому, что они являются вирусоносителями. Больной СПИДом нуждается в соответствующем лечении и сострадании. Врач, который не в состоянии обеспечить больным СПИДом необходимое лечение и обслуживание, должен направить их к таким специалистам и службам, которые располагают всем необходимым для такого рода лечения. До тех пор пока пациент не будет переведен в другое место, врач (мужчина или женщина) должен делать все, что в его силах.

3. Религиозная мораль
а. Католическая. С точки зрения католической морали представляется допустимым систематически проводить исследования на выявление ВИЧ у пациентов, которым предстоит хирургическая операция. Подобная практика уже существует в отношении инфекционных болезней, таких, как вирусный гепатит или сифилис, потому что хирург и другие члены медицинского персонала имеют право принять все возможные профилактические меры (принцип общего блага). Тестирование может проводиться даже без ясно выраженного согласия пациентов, но которое подразумевается, так как опасности для пациента тест не представляет и, более того, необходим в интересах здоровья общества.
Вместе с тем католическая мораль считает недопустимым, чтобы хирург отказывался оперировать вирусоносителей: Иоанн-Павел II, обра¬щаясь к врачам и всем медицинским работникам, призывал: «Пусть ваша забота будет безграничной. Умейте не отвергать, понимать и ценить доверие, которое питает к вам ваш страждущий брат».
б. Протестантская. Этому хирургу следует подумать о смене профессии. Его позиция неоправданна, а всякая дискриминация по отношению к больным недопустима.
в. Иудейская. Систематическая практика тестирования на ВИЧ без ведо¬ма больного представляется нормальной. То же самое делают в отношении других болезней с целью выяснить состояние здоровья больного и обеспечить ему наилучшее лечение и уход.
В этой связи позиция врача, который отказывается помочь больному, представляется аморальной. В данном случае, как и в случаях с заразными заболеваниями, врач должен принять дополнительные меры, чтобы избежать заражения.
Что будет с медициной, если в один прекрасный день врачи начнут выбирать пациентов?
Врач всегда должен быть на стороне больного, потому что его призвание — облегчать страдания и бороться с болезнью. Заслуга врача всегда заключалась не в исполнении приговора, а в смягчении наказания. В этом, как представляется, суть медицины.
г. Мусульманская. Во-первых, тестирование на ВИЧ у госпитализированного в связи с хирургическим вмешательством больного не должно проводиться без ведома пациента. На это требуется его согласие, после того как он будет проинформирован о мерах, принимаемых, чтобы избежать возможного заражения, а также исключить передачу инфекции ВИЧ от пациента-вирусоносителя обслуживающему персоналу. Конечно, результаты обследования должны быть профессиональной тайной, но позволительно поставить вопрос, не следует ли в условиях борьбы против столь опасной эпидемии если не допустить исключения, то хотя бы упорядочить принципы профессиональной тайны. Более того, хирург в данном случае не должен уклоняться от своего первейшего долга — от обязанности лечить больных. Ему следует лишь усилить меры по защите окружающих от возможного заражения.
д. Буддийская. Ответа нет.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright