Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 46. ПРАВО НА ВРАЧЕБНУЮ ТАЙНУ (информированность об ИППП)

Пациент, больной СПИДом, просит врача не сообщать диагноз его партнеру или партнерше.

1. Международное право
Многие международные правовые документы гласят: «Каждый человек имеет право на свободу поиска и получения информации любого рода в устной, рукописной и печатной форме... или используя для этого, по своему выбору, любые другие средства» (статья 19 Общего права, статья 19 (2) Пакта о гражданских и политических правах человека). «Пользование этой свободой предполагает, однако, специальные обязанности и особую ответственность и может сопровождаться определенными ограничениями, конкретно фиксируемыми законом и необходимыми для: а) соблюдения прав других людей ; б) охраны общественного здоровья» (статья 19(3) Пакта о гражданских и политических правах и статья 10(2) Европейской Конвенции о правах человека).
Следовательно, если в национальном законодательстве предусмотрено право на врачебную тайну, врач может отказать партнеру или партнерше в предоставлении информации.
В случае отсутствия такого положения в законодательстве врач, исходя из обязанности не наносить ущерб третьему лицу, должен ответить на вопросы, которые могут быть ему заданы.
Напомним, что пункт 2.2.3 рекомендации №R(87) 25 Комитета министров Совета Европы от 26.11.1987 г. ограничивается утверждением, что упомянутые лица «... должны быть поставлены в известность о подтвержденном положительном результате их анализа крови; им следует рекомендовать обратиться в компетентные медицинские службы и консультации для получения информации по защите собственного здоровья и по предупреждению распространения инфекции на других лиц». Напомним также, что, согласно второму абзацу пункта 2.2.1 той же резолюции, конфиденциальность в отношении тестов, проводимых с добровольного согласия, должна скрупулезно соблюдаться.

2. Этика
Лечащий врач безоговорочно обязан хранить профессиональную тайну (ВМА, 1949 г.), (Женева, 1948 г., Лисабон, 1981 г. — Двенадцать принципов, 1963 г.). Даже назначаемый работодателем врач должен соблюдать профессиональную тайну (Постоянный комитет врачей ЕЭС, 1969 г.).
Мадридская декларация ВМА (1987 г.) требует от врачей, чтобы они рекомендовали пациентам доводить до сведения своих партнеров, бывших и настоящих, что они, может быть, являются вирусоносителями. О каждом подтвержденном случае заболевания СПИДом следует анонимно сообщать соответствующим органам.
Личность заболевших СПИДом или носителей вируса не должна раскрываться, если только это не угрожает здоровью других членов сообщества.
Необходимо разработать способ предупреждения сексуальных партнеров зараженных лиц, соблюдая при этом, в пределах возможного, конфиденциальность сведений, касающихся последних. Он должен гарантировать соответствующую защиту законом врачей, которые выполняют свой профессиональный долг, предупреждая лиц, подвергающихся риску.

3. Религиозная мораль
а. Католическая.
Согласно учению католической церкви, профессиональная тайна не носит абсолютного характера. Поскольку в рассматриваемом случае речь идет о заразной болезни, врач обязан заявить об этом санитарным органам.. Врач должен по крайней мере потребовать от больного лично сообщить диагноз своему партнеру, так как только осведомленность об имевшемся или будущем риске позволит тому принять все необходимые профилактические меры. В случае безответственного отношения или отказа пациента это сделать интересы общества требуют, чтобы врач сам проинформировал компетентные власти или даже партнера.
б. Протестантская. Почему пациент этого требует? О каком «партнере» может идти речь, когда замышляется столь «страшный» обман? Врач должен помочь пациенту разобраться во всех этих вопросах и поступить с полным сознанием своей ответственности. В противном случае ясно, что забота о здоровье и, более того, о жизни партнера или партнерши должна быть выше уважения по меньшей мере спорного желания пациента.
в. Иудейская. Соблюдение права на невмешательство в личную жизнь и неразглашение врачебной тайны не должны превалировать над интересами защиты человеческой жизни и безопасности людей. Безусловный долг защищать жизнь других людей обязывает врача принять все необходимые, по его мнению, меры для устранения опасности. В этом случае долг врача - нарушить профессиональную тайну; замалчивание в такой ситуации должно быть наказуемо, так как никто не имеет права подвергать опасности жизнь других людей.
г. Мусульманская. Профессиональная врачебная тайна имеет свои пределы. Не сообщить о положительном результате анализа на СПИД — значит подвергать другого человека опасности заражения.
У врача есть и другой выход из этого положения — убедить инфицированного пациента самому сообщить об этом партнеру или партнерше, имея в виду, что, помимо предохранительных средств (применение презервативов), существуют и определенные медикаменты, способные подавлять распространение вируса. Ислам предписывает лояльность и честность.
д. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright