Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 42. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ (о предоставлении информации о последствиях лечения)

Мужчине 38 лет проведена операция (поясничная симпатэктомия) по поводу артериита нижних конечностей без предупреждения о возможных последствиях.
В результате — полная импотенция.

1. Международное право
Поскольку полная импотенция (generandi) является непоправимым ущербом в праве на потомство, предусмотренном во всех международных документах о правах человека (статья 12 Общего права; статья 23(1) и (2) Пакта о гражданских и политических правах; статья 12 Европейской Конвенции о правах человека), необходимо предварительное и полностью осознанное согласие пациента на хирургическое вмешательство, а это предполагает в свою очередь, что ему предоставляется возможность быть хорошо осведомленным о его болезни и последствиях лечения. Исключение может быть сделано в экстренных случаях.

2. Этика
Врач должен получить осознанное согласие пациента, основанное на адекватной информации в соответствии с рядом деклараций: ВМА, Лисабонская декларация (1981 г.); Хельсинкская декларация (1964 г.), пересмотренная в 1983 г.; Венецианская декларация (1983 г.); Всемирная Ассоциация психиатров, Гавайские о-ва (1983 г.); МКМО, проблемы трансплантации (1981 г.) и качества медицинского обслуживания (1983 г.); МСМС, Афины (1979 г.).

3. Религиозная мораль
а. Католическая.
С точки зрения католической морали допустимо ожидать согласия больного в момент, когда он препоручает себя заботам врача, получив полную информацию о последствиях лечения. Однозначного ответа на вопрос, сказать или нет правду тяжело больному человеку, быть не может. В принципе правда является критерием нравственности и должна быть сказана в той мере, в какой больной может извлечь из этого пользу. Просьба и желание больного должны быть учтены.
б. Протестантская. Для кого же такая ситуация является более затруднительной? Для больного, который спрашивает себя, что с ним, или для врача, который не может более пребывать в «неясности» относительно состояния пациента? Таким образом, эти два человека должны, наконец, найти время, чтобы поговорить о том, что их сближает, то есть о болезни и лечении, которого она требует. В этическом отношении речь идет не о том, чтобы избежать такой беседы, но чтобы способствовать ее осуществлению.
в. Иудейская. В свете всех этих сведений оказывается, что жизнь пациента выше всяких прочих соображений и что врач имеет право и обязан действовать и прописывать лекарства даже без согласия больного. В случае отказа последнего мы имеем право заставить его следовать предписаниям. Никто не может подвергать опасности свою жизнь. Врач должен сделать все возможное, чтобы попытаться убедить пациента или его семью в необходимости лечения и таким образом добиться согласия больного.
г. Мусульманская. Перед любой операцией больной должен быть проинформирован о возможных последствиях, ведущих к ухудшению его физического или психического состояния. Только врач может решить, подвергается ли опасности жизнь больного в случае, если хирургическое вмешательство не будет проведено. В любом случае врач должен посвятить больного и его семью во все эти проблемы. Долг врача заключается в том, чтобы убедить и предпринять все возможное для получения согласия.
д. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright