Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 34. ФАРМАКОЗАВИСИМОСТЬ (контроль за поведением наркомана)

Тридцатилетний пациент, регулярно впрыскивает себе морфий. Несколько попыток прекратить употребление наркотика.
Строгий контроль за его поведением как наркомана (законодательство Великобритании, абсолютный запрет и уголовное наказание в Бельгии — закон от 1975 г.).

1. Международное право.
В этом казусе ставятся два вопроса: во-первых, о наличии юридической персональной ответственности за сохранение здоровья; во-вторых, о законности юридических мер (уголовных или иных), которые ведут к ограничению личной свободы, возможностей человека как юридического лица и в личной жизни.
В первом случае весьма сомнительно, чтобы в настоящий момент (даже путем толкования от противного — a contrariis — существующих положений о праве на здоровье) было возможно разработать какое-то индивидуальное международное обязательство индивида заботиться о своем здоровье.
Что же касается второго вопроса, то вмешательство государственных властей в личную жизнь оправданно, если оно направлено на защиту здоровья (например, заражение СПИДом или другими болезнями, поражаю-щими наркоманов).
Таким образом, меры по ограничению личной свободы совместимы с международным правом (права человека).

2. Этика
Необходимо руководствоваться общими принципами (интересы па¬циента, выбор терапевтических средств и ограничение их воздействия на способности пациента), вытекающими из деклараций международных организаций (ВМА, Лондон, 1949 г.).
Кроме того, Токийская декларация о злоупотреблении психотропными наркотическими средствами (ВМА, 1975 г.) обязывает врача с большой осторожностью использовать эти препараты, строго соблюдать медицинские предписания, чтобы они соответствовали точному диагнозу, сопровождались рекомендациями нефармакологического порядка и чтобы фармакотерапевтические средства использовались с соблюдением предосторожности, не забывая о возможной опасности их неправильного употребления и злоупотребления ими.

2. Религиозная мораль
а. Католическая. В различных документах, опубликованных главой Римской церкви, объявляется незаконным использование наркотических средств, которые создают иллюзию освобождения и ведут к физическому и психическому саморазрушению. Основываясь на общих принципах определения эффективного лечения, необходимо рассматривать человека в его совокупности, т.е. не только с точки зрения его физического состояния, но и сточки зрения его психологии, морального и духовного идеала и места, которое он занимает в социальной среде. Принудительное лечение должно рассматриваться как «последнее средство» (ultima ratio), равно как и обязательное лечение психических больных в специальных заведениях, — все это при условии, что применение только терапевтических средств совершенно недостаточно.
б. Протестантская. Наркоманами не рождаются, ими становятся. Почему? Если наркомания является состоянием, в которое «впадают», то, очевидно, из него можно выйти. Каким образом? Какой ценой?
Пусть те, кого серьезно волнуют эти вопросы, сделают все, чтобы найти ответы на них!
в. Иудейская. В подобных случаях врач должен всячески избегать предписания наркотических препаратов, которые могут вызвать привыкание к ним или психические расстройства; к такому лечению следует прибегать лишь в крайних случаях, когда нет никакого другого средства и когда жизнь пациента в опасности.
г. Мусульманская. Согласно Корану, человек, его плоть и его дух представляют собой высшую ценность. Исходя из этого, ислам запрещает всякое воздействие, наносящее ущерб человеческому телу. Однако лечение от наркомании допускается при условии его безопасности и под постоянным контролем врачей.
д. Буддийская. Поскольку целью является оказание помощи пациенту, избавление его от страданий, само по себе это решение может показаться удовлетворительным. Однако необходимо побуждать пациента обратиться к мягкой психотерапии, к упражнениям по системе йогов, к занятиям спортом... В то же время существует опасность институционализации наркотиков.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright