Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 33. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ (аборт вследствие наличия у эмбриона генетического заболевания)

Обнаружение признака хореи Гентингтона у зародыша. Предложение об уничтожении зародыша. Отказ пациентки и согласие партнера
1. Международное право.
Согласно преамбуле 4, пунктам А 6,8 и 10 рекомендации 1046 (1986 г.) Совета Европы, успехи медицинской науки и технологии «сделали весьма ненадежным правовое положение эмбриона и зародыша, их юридический статус в настоящее время не определен законом». Отсюда «необходимость срочного определения степени их правовой защищенности: при любых обстоятельствах на них должно распространяться понятие человеческого достоинства».
Исходя из этого, в пункте Б1 приложения к этой же рекомендации утверждается, что «всякое вмешательство в строение эмбриона in utero и in vitro... законно, если его целью является здоровье будущего ребенка, помощь его развитию и рождению».
Рекомендация 1100 (1989 г.) Совета Европы также касается проведения исследований на живых зародышах: исследования in vitro на жизнеспособных эмбрионах могут быть разрешены лишь в случае, когда речь идет о прикладных исследованиях диагностического характера или проводимых в профилактических или терапевтических целях (эмбрион является жизнеспособным, если у него отсутствуют биологические характеристики, способные нарушить его развитие; нежизнеспособность эмбрионов должна определяться только исходя из строго биологических критериев, основанных на внутренних изъянах эмбриона,—пункт 25); эти исследования не должны затрагивать непатологическую часть генетического кода эмбрионов.
В соответствии с пунктом 11 того же документа «наказанию подлежат лица, произведшие извлечение из матки зародыша... не имея клиническо¬го или юридического обоснования или без предварительного согласия беременной женщины и ее мужа или партнера, если таковые имеются...».

2. Этика
В 1987 г. ВМА приняла в Мадриде заявление о том, что подобного рода операции должны производиться при соблюдении условий, определенных в Хельсинкской декларации, и в целях генетической терапии.
По мере развития исследований в области генной инженерии соответствующие нормы, регламентирующие возможные генетические манипуляции, должны быть установлены научными работниками, врачами, связанными с этими профессиональными секторами, правительством и общественными кругами.
Когда замена одного гена нормальной ДНК при лечении заболеваний станет возможной, Всемирная медицинская ассоциация считает настоятельно необходимым принять во внимание, что:
1. При осуществлении подобной операции в исследовательском учреждении следует исходить из положений Хельсинкской декларации ВМА о биомедицинских исследованиях над человеком.
2. При проведении подобной операции вне исследовательского учреждения должны быть соблюдены все общепринятые нормы медицинской практики и профессиональной ответственности, в том числе и содержащиеся в Хельсинкской декларации.
3. Намечаемые действия должны быть детально согласованы с пациентом. Согласие пациента или его законного представителя должно быть сознательным, добровольным и выраженным в письменной форме.
4. Вирусная ДНК, несущая ген для замены или исправления, не должна содержать никакого опасного или нежелательного вируса.
5. Вводимая ДНК должна нормально функционировать в клетке-рецепторе во избежание какого бы то ни было нарушения обмена, способного повредить здоровые ткани и ухудшить состояние здоровья пациента.
6. Эффективность генетической терапии должна оцениваться с максимально возможной точностью. Этот процесс должен включать определение естественного хода болезни и последовательное наблюдение за последующими поколениями.
7. К таким методам лечения в будущем можно будет прибегать лишь после тщательного анализа возможности и эффективности всех других терапевтических средств. Если существует более простой и надежный метод лечения, именно его следует применять.
8. Эти положения должны будут пересматриваться в зависимости от развития техники и научной информации.
3. Религиозная мораль
а. Католическая.
Пренатальный диагноз, устанавливающий наличие наследственной болезни, не должен рассматриваться в качестве эквивалента смертному приговору. Поэтому уничтожение эмбриона, который должен всегда пользоваться уважением как человеческая личность, рассматривается как серьезное нарушение закона.
Кроме того, в случае хореи Гентингтона речь идет об уничтожении эмбриона, который превратился в человека, в течение нескольких лет остающегося здоровым, так как известно, что эта болезнь развивается в среднем к 45 годам.
Партнер пациентки не может навязать ей свою волю в вопросе об уничтожении зародыша. 
б. Протестантская. Данная проблема прежде всего является проблемой семьи. Если в этих обстоятельствах семья распадается, проблема, по крайней мере в течение некоторого времени, становится главным образом проблемой матери. Решение ее не является чисто техническим, и необходимо окружить вниманием родителей и помочь им принять оптимальное решение.
в. Иудейская. Уничтожение зародыша с признаком хореи Гентингтона может быть разрешено при условии:
— что жизнь матери подвергается опасности
— или если этого требует состояние здоровья матери.
При этом нельзя ссылаться на экономические, социальные причины или соображения личного порядка.
В анализируемом случае пациентка отказалась уничтожить зародыш. Таким образом, нет никаких причин давать разрешение на это уничтожение.
У медицины нет права регулировать свою позицию ссылкой на понятие излечимости или неизлечимости, ибо нет возможности поставить абсолютно безошибочный диагноз. По нашему мнению, наука не достигла конечного рубежа, открытия совершаются ежедневно. Несчастная судьба для того и существует, чтобы быть исправленной. Ясно только одно: с аномалиями, перед которыми бессильны сегодня, мы сможем справиться завтра. И если даже не мы сами, то это будут наши преемники.
г. Мусульманская. Что касается хореи Гентингтона, следует уточнить, что предварительный диагноз касается болезни, которая в большинстве случаев позволяет человеку нормально жить примерно до сорока лет.
Нужно также отметить, что речь идет о хромосомной аномалии, передающейся по преимуществу генетическим путем. Это означает, что индивид рискует передать болезнь половине своих детей, которые в свою очередь передадут ее половине своих. Но если ребенок не получит ген болезни, он будет здоров, как и его будущие потомки. Отсюда важность диагноза, поставленного до рождения, так как в случае позитивного результата можно добровольно прервать беременность. Согласно исламской религиозной морали, для такого прерывания беременности необходимо получение согласия обоих супругов. Если лечащий врач не в состоянии убедить партнера принять предложение, должно уважать решение пациентки не прерывать беременность, тем более что со временем ученые, возможно, найдут эффективные способы лечения.
д. Буддийская. Буддизм отрицательно относится к аборту, как это уже было указано в предшествующих казусах.
При разногласии между партнерами право решения признается за матерью.

Вернуться к списку

Хроника

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Научная конференция памяти Б.Г. Юдина – "Человек в мире нейротехнологий: социальные и этические проблемы"
30-31 мая 2018 г., Москва, Россия, Институт философии РАН, сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики
Доклады расширенного пленарного заседания будут посвящены ключевым социогуманитарным вопросам развития нейротехнологий, а также развитию идей ведущего отечественного ученого специалиста по философско-методологическим проблемам современной технонауки, этики науки и биоэтике Б. Г. Юдина.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright