Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 32. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ (манипулирования с геномом)

Необходимо получить разрешение Комиссии по этике для проведения работ, связанных с изменением генома, т.е. для манипулирования с фрагментами хромосомы и создания нового, передаваемого по наследству качества:
а) на животном;
б) на человеке.

1. Международное право
Рекомендация 1100 (1989 г.) Совета Европы об использовании человеческого эмбриона и утробного плода в научных исследованиях касается также (пункт 18) проектов, связанных с научно-исследовательской работой в области генной инженерии с использованием генетического материала или рекомбинантов.
Согласие на подобные проекты может быть дано при условии «апробации со стороны национальных или региональных межотраслевых органов, создаваемых в случае необходимости государствами-членами, на которые возлагается принятие решений, если существует порядок регламентации или система делегирования полномочий, включающих и такое понятие, как права человека; ...это относится и к специфическим проектам научных исследований или экспериментальных работ» (пункт Б1, там же), если они имеют целью «...научные изыскания, направленные на изучение последовательности оснований ДНК в человеческом геноме: их расположение, функции, взаимосвязи, динамику и патологию; на изучение рекомбинантной ДНК внутри человеческой клетки; ...на лучшее понимание механизмов молекулярной рекомбинации, передачи генетического кода, развития клеток и их компонентов, их функциональной организации; на изучение процесса старения клеток, тканей и органов; наконец, на более специализированное изучение общих и частных механизмов развития болезней; а также к научным исследованиям, проводимым с другими целями, если они расцениваются как полезные и благотворные для человека и человечества и составляют предмет получившего предварительное разрешение проекта».
В пункте 19 к этому добавляется следующее: «Исследования и вмешательства, связанные с генной инженерией, должны осуществляться только в центрах и учреждениях, имеющих разрешение на проведение такого рода исследований и располагающих специальным персоналом и необходимыми техническими средствами». В пункте 9 Б Комитету министров Совета Европы рекомендуется с этой целью обратиться с призывом к правительствам государств-членов о необходимости составления ежегодных справочников национального или регионального масштаба об учреждениях, имеющих право на проведение исследований или экспериментов на воспроизводящем материале... «о регламентации их деятельности; о контроле и оценке их работы; о наблюдении за тем, чтобы их биомедицинский и научный персонал обладал должной квалификацией, был правомочным и располагал необходимыми средствами»; о «срочном создании в качестве гарантии» (см. пункт Г) международной межотраслевой инстанции, задачей которой будет объединение усилий национальных организаций, уже действующих или создаваемых в соответствии с подпунктом 9 Б1, во избежание появления неофициальных заведений подобного рода.
Добавим к этому, что в соответствии с пунктом Б 4 исследования in vitro, проводимые на жизнеспособных эмбрионах (т.е. эмбрионах, не имеющих биологических характеристик, способных помешать их развитию, — пункт 25), могут быть разрешены только в том случае, если речь идет о прикладных исследованиях диагностического характера или осуществляемых с профилактической или терапевтической целью, если они не посягают на не являющийся патологическим генетический код.
За этой рекомендацией, одобренной Парламентской Ассамблеей Совета Европы 2 февраля 1989 г., последовала резолюция 327/88 Европейского парламента (док. А2 327/88 - J.O. C96 от 17.04.1989 г.), в которой специально рассматриваются этические и правовые проблемы генетических экспериментов.
В пунктах 7—11 Европарламент «подчеркивает основополагающую ценность свободы науки и исследований; видит юридическое выражение социальной ответственности, лежащей на деятельности научных работников и на исследованиях, в ограничении свободы науки и исследований, вытекающем, в частности, из прав третьих лиц и общества, которое они составляют. В качестве права, определяющего это ограничение, признается достоинство человека и всех индивидов в целом. Парламент считает, что законодатель обязан четко определить эти ограничения. Он отводит исключительно важную роль Комитету по этике и гражданским институтам в конкретизации правил, установленных законодателем». Кроме того, Европарламент «считает (пункт 12), что при проведении генетического обследования необходимо соблюдение следующих предварительных условий:
а) связанные с генетикой обследования и консультации должны быть направлены исключительно на благо субъектов, основываться на принципе добровольности, а результаты обследования должны сообщаться заинтересованным лицам, если они выражают такое пожелание. Однако врач не имеет права сообщать данную информацию членам семьи пациента, если он не дал на это своего согласия;
б) подобные обследования не должны использоваться в сомнительных — с научной и политической точек зрения — попытках «улучшения» генофонда населения, а также в целях проведения селекции нежелательных генетических характеристик или определения «генетических норм». Должен главенствовать принцип самоопределения пациента как личности по отношению к экономическому принуждению со стороны системы здравоохранения, ибо каждый человек имеет неотъемлемое право владеть или нет информацией о своих генах. Только врач имеет право на составление индивидуальных генетических карточек. Должны быть запрещены передача, сбор, закладка в электронную память или обработка генетических данных государственными или частными организациями. Не следует искать решение социальных проблем с помощью генетической стратегии, так как это может подорвать доверие к способности рассматривать человеческую жизнь как сложное явление, которое невозможно охватить целиком с помощью лишь одного научного метода. Сведения, полученные в результате проведенных генетических обследований, должны внушать абсолютное доверие и содержать четкую информацию о конкретных медицинских фактах, представляющих пряой интерес для здоровья заинтересованных лиц».

2. Этика
В 1987 году ВМА приняла заявление, в котором подчеркивается, что вышеуказанные работы должны проводиться в соответствии с Хельсинкской декларацией и исключительно в целях генетической терапии.
По мере развития исследований в области изменения генетического кода научные работники, врачи, правительство и общественность должны разработать соответствующие нормы, регламентирующие такого рода исследования.

3. Религиозная мораль
а. Католическая.
Любые попытки не терапевтического вмешательства в генетический код человека, «направленные на производство человече¬ских существ, отбираемых по признаку пола или по другим заранее предопределенным признакам», являются посягательством на достоинство человека, его целостность и индивидуальность.
Создание у животных передаваемых по наследству новых признаков допустимо с этической точки зрения в том случае, если это делается в интересах человека и не ведет к нарушению биологического равновесия в природе.
б. Протестантская. Все авторы опубликованных в начале книги введений категорически выступают против подобной практики. Рассматривая себя как объект возможных исследований и экспериментов, человечество само становится объектом воздействия и утрачивает то главное, что делает его человеческой цивилизацией. Мечтая о вожделенном рае, оно на деле создает лишь его некое подобие, которое, как известно, оборачивается адом.
в. Иудейская. Операции с хромосомами и создание новых признаков, передаваемых по наследству, должны быть полностью запрещены в отношении человека. В настоящее время удалось создать породы крыс с особыми качествами. Кто сможет в будущем помешать врачу подчиниться воле диктатора, который решит создать людей с белокурыми волосами и голубыми глазами? Мы еще не столь далеко отошли от эпохи, когда над миром властвовало безумие одного человека, решившего в один прекрасный день навязать человечеству арийскую расу.
Производить генетические манипуляции означает повторить ошибку, совершенную людьми, задумавшими возвести Вавилонскую башню и достичь Бога. Следствием гордыни человека и на этот раз может быть новое вавилонское столпотворение, то есть мир, в котором смешение ценностей царит как абсолютный властелин; мир, в котором изобретения человека рискуют возобладать над ним.
г. Мусульманская. Генетические манипуляции, или генная инженерия, являются одним из самых чудотворных средств молекулярной биологии, позволяющих изменять последовательность генов в механизме наследственности, основу которого составляет дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК. Сегодня наукой описано около 1000 генов. Для определенного числа этих генов можно установить соотношение между их структурой и природой соответствующей наследственной характеристики. Благодаря генетическим свойствам можно добавить генетическую информацию, изъять или изменить ее в случае направляемого мутагенеза in vitro. При введении гена в родоначальную обновляющуюся клетку существуют две возможности:
1. Введение гена в оплодотворенную яйцеклетку производит герминативные клетки. Этот ген будет находиться во всех клетках, поскольку все клетки организма происходят из яйцеклетки. Этот метод приводит к искусственному изменению генома человека, передаваемого потомству. Подобное изменение наследственного генетического кода путем манипулирования герминативными клетками полностью исключается исламом, ибо это ведет к созданию организма, отличного от творения Божьего.
2. Введение гена в соматические клетки, родоначальные клетки органа, пораженного нехваткой вещества, соответствующего введенному гену. Это относится к клеткам кожи или клеткам кровообразующего ряда, расположенным в костном мозге. Свойством соматических клеток является быстрое деление. Эти клетки сначала могут быть извлечены, затем они обрабатываются in vitro и вновь вводятся или пересаживаются в организм. Такая техника генной терапии пока находится на экспериментальной стадии. Поскольку эта техника преследует терапевтические цели, она может допускаться исламом при соблюдении всех необходимых мер предосторожности.
Следует отметить, что первые опыты по внедрению внешних по происхождению генов в хромосому были проведены на животных. Эти так называемые «трансгенные» животные служат экспериментальной моделью в фундаментальных исследованиях болезни. Такой вид опытов, осуществляемых в чисто исследовательских целях, может допускаться в исключительных случаях, однако исследования с целью трансплантации эмбрионов человека животному и наоборот запрещены с точки зрения мусульманской морали, так как ее результатом является производство организмов, отличных от создания Божьего.
д. Буддийская. Буддизм относится к этим вопросам отрицательно.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright