Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 31. ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ЛЮДЯХ (испытания препаратов на добровольцах влекущее отказ лечащего врача)

Испытание новых лекарственных препаратов на добровольцах. Согласие комиссии по вопросам этики. Отказ лечащего врача.

1. Международное право
Данный случай еще не получил юридической оценки в международном праве и, как нам кажется, ставит вопросы, выходящие за рамки конфликта между Комиссией по вопросам этики и лечащим врачом:
а) о согласии врача, к которому обращаются (фармацевтические предприятия) с просьбой провести медицинский эксперимент независимо от того, опасен он или нет для здоровья добровольцев;
б) о согласии здоровых людей, не ведающих о возможных последствиях эксперимента, которому они подвергаются.
По первому вопросу статьи 9(1) и 10(1) Европейской конвенции о правах человека и статьи 18(1), 19(1) и (2) Пакта о гражданских и политических правах закрепляют право лечащего врача воспротивиться эксперименту не только в том случае, если он считает его опасным для пациентов, но и если это противоречит его убеждениям.
В связи со вторым вопросом вполне очевидно, что «медицинское вмешательство» может осуществляться только при наличии добровольного и осознанного согласия пациентов.

2. Этика
Врач должен заботиться о здоровье добровольца и обязан прекратить эксперимент или воздержаться от его продолжения, если, по его мнению, это представляет опасность для субъекта (Хельсинки, 1964 г., III, 1 и 3), независимо от мнения Комиссии по вопросам этики, которая имеет право только выражать свою точку зрения.

3. Религиозная мораль
а. Католическая. Католическая мораль разрешает эксперименты над добровольцами, если они не угрожают их жизни и физической и психической целостности. Помимо необходимости получения добровольного и осознанного согласия субъекта, следует также учитывать мнение лечащего врача, если последний исходит из индивидуальных особенностей пациента и берет на себя ответственность за последствия проводимого эксперимента.
б. Протестантская. Да будет услышан такой врач! И если он не убедит своих оппонентов, то пусть последние найдут такого врача, который, не нарушая закон, поддержал бы их планы.
в. Иудейская. Если возникли разногласия между врачами и юристами или между самими врачами, следует избрать единственно возможный путь, путь морали, в основе которой лежит слово Божье. Напомним о том, что технические средства не являются самоцелью. В самом деде, даже высокий технический уровень проведения операции не обязательно оправдывает ее целесообразность, да и ее терапевтическая необходимость еще недостаточна для ее оправдания. Она должна иметь юридическое обоснование, или от нее следует отказаться. Это ни в коей мере не означает, что иудаизм консервативен или выступает против прогресса. Наоборот, во все времена Тора и наука объединялись в своем служении закону, а не
закон состоял на службе прогресса. Законодательству надлежит определить направления, ценность и руководящие принципы, а научные иссле¬дования призваны их конкретизировать. 
г. Мусульманская. Если на заседании комиссии по вопросам этики возникают разногласия между врачом и не врачом относительно осознанного согласия добровольцев, ислам обычно разрешает проведение экспериментов при соблюдении следующих условий:
— имеется согласие субъекта;
— вознаграждение за эксперимент не выплачивается;
— существует большая вероятность, что медикамент и в физическом и в психологическом отношениях безвреден. Проведение подобных экспериментов способствует научному прогрессу;
— данная терапия имеет непосредственное отношение к болезни пациента.
д. Буддийская. Необходимо осознанное согласие участника (индивидуальная ответственность).

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright