Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 23. ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ (фактор религиозной веры)

Мужчина, 45 лет, находится в посткоматозном состоянии; жизнь поддерживается искусственно с целью забора органа для пересадки.
Имеется согласие семьи, но действует фактор религиозной веры (мусульманской).

1. Международное право
Согласно статье 10 (1) резолюции (78) 29 Совета Европы, «забор органа не может быть осуществлен при явном или предполагаемом возражении со стороны пациента в случае его смерти, в частности по религиозным или философским мотивам». В пункте 35 уточняется, что, «решая вопрос о предполагаемом возражении со стороны пациента, следует, в частности, принимать во внимание его религиозные и философские убеждения».
В свою очередь статья 11 этой же резолюции гласит, что «после наступления смерти забор органа может осуществляться даже при искусственном поддержании функций ряда органов, кроме мозга». В пункте 38 говорится, что «в параграфе 1 статьи 11 указан момент, начиная с которого разрешается осуществлять забор органа умершего. Существующие правила не имеют целью дать юридическое или медицинское определение момента наступления смерти и не предусматривают для этого каких-либо четких критериев. Эти вопросы решаются на основе действующих юридических норм и сложившейся практики. Если в соответствии с этими нормами и практикой человек признан умершим, разрешается произвести забор некоторых органов даже при искусственном поддержании функций ряда органов, кроме мозга. Следовательно, забор любого органа или ткани запрещен, пока функции мозга донора не прекратились полностью и необратимо. Государства могут, однако, требовать введения дополнительных критериев».
Если состояние человека, находящегося в посткоматозном состоянии, отвечает требуемым условиям и дополнительным критериям, которые могут быть установлены национальным законодательством, такой человек может считаться умершим. Забор органов для пересадки не может быть произведен, если это не разрешается религией, которую исповедовал умерший.

2. Этика
МКМО (1983 г.) требует отсутствия противопоказаний, связанных с религиозными убеждениями умершего, независимо от согласия или несогласия родных.
Предполагается, что в силу своих убеждений покойный не дал бы своего согласия.

3. Религиозная мораль
а. Католическая.
Согласно католической морали, следует уважать волю покойного , и поэтому если он еще при жизни возражал против забора органов, то такая операция не может быть произведена.
б. Протестантская. Если человек в силу каких-то личных причин ясно высказал свое нежелание быть объектом операции по забору органов, представляется затруднительным поступить вопреки его воле. Представим и то, как будет себя чувствовать реципиент, знающий, что орган ему пересажен против желания донора. Можно ли попытаться скрыть истину? Это не предвещало бы в будущем ничего хорошего.
в. Иудейская. Проблема забора органов связана с определением момента наступления смерти. Точка зрения иудейского Закона очень конкретна. Определение момента наступления смерти, принятое всеми современными компетентными органами, соответствует тому, которое было дано рабби Моше Шрейбером (И. Д. 338). Он полагает, что смерть характеризуется неподвижностью, остановкой сердца и отсутствием дыхания. Смерть может быть констатирована только при наличии этих трех признаков.
Именно такое определение было взято Генеральной ассамблеей французских раввинов, принявшей 18 мая 1978 г. следующий документ:
«В условиях существования различных законов и законопроектов, касающихся забора и пересадки органов и тканей, Генеральная ассамблея французских раввинов считает своим долгом напомнить о следующих принципах иудаизма:
— глубоко священный характер жизни обязывает, чтобы как обществом, так и отдельными людьми все было сделано для спасения человеческого существования;
— согласно иудаизму, признаками смерти являются полное прекращение функций дыхания, кровообращения и нервной системы;
— при отсутствии этих трех признаков не разрешается выполнять ни одну из многочисленных процедур, совершаемых обычно сразу же после смерти. Любое действие над умирающим считается вызвавшим его смерть».
Недавно, принимая во внимание достижения технического прогресса, Верховный совет раввинов Израиля согласился принять за критерий смерти умирание мозга, включая смерть мозгового ствола.
г. Мусульманская. Ислам разрешает пересадку органов, взятых у умершего человека, при соблюдении следующих условий:
— смерть должна быть установлена тремя врачами, в том числе одним невропатологом (хирург, который будет производить трансплантацию, не должен входить в состав этой группы);
— вознаграждение за орган не выплачивается;
—покойный при жизни не возражал против забора какого-либо органа своего тела. Должно быть получено согласие близких родственников покойного;
— трансплантация осуществляется в медицинском центре, официально признанном министерством здравоохранения.
д. Буддийская. Те же проблемы, что и в предыдущем случае: искусственное поддержание жизни, принцип «трех дней» и полученное при жизни согласие больного.
При выражении согласия или пересмотре своей позиции семья будет принимать во внимание положения казуса 22.
В отношении субъекта, исповедующего ислам, следует учитывать существующую традицию и соответственно этому находить решение в вопросе о заборе органов и искусственном поддержании жизни.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright