Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 22. ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ (несогласие части родственников умершего)

Мужчина, 20 лет, тяжелейшая черепно-мозговая травма; жизнь поддерживается искусственным путем с целью забора органов для пересадки.
Констатация смерти бригадой врачей, независимой от трансплантологов; согласие одних членов семьи и возражения со стороны других.

1. Международное право
В соответствии со статьями 12 (2) и (3) упоминавшейся ранее резолюции (78) 29 трансплантация должна осуществляться в оснащенных необходимым оборудованием государственных или частных медицинских учреждениях силами персонала, имеющего соответствующую подготовку. Смерть констатируется врачом, не входящим в состав бригады, которая будет забирать орган для пересадки или производить трансплантацию. (Исключения допустимы для взятия органа при несложных операциях и отсутствии врача соответствующей квалификации.)
Относительно понятия «смерть» см. статью 11 резолюции (78) 29 и пункт 38 изложения мотивов (подробно цитируется в казусе 23).
По вопросу о согласии или возражениях семьи см. комментарий к казусу 10 (ст. 10 резолюции (78) 29 и пункты 35—37 прилагаемого к ней изложения мотивов).

2. Этика
Сиднейская декларация ВМА (1968 г.) определяет условия констатации смерти врачами, не имеющими отношения к трансплантации. См. также Венецианскую декларацию (1983 г.).
По вопросам искусственного поддержания жизни, забора и пересадки органов Сиднейская декларация отсылает к национальному законодательству, определяющему условия согласия. Венецианская же декларация (1983 г.) требует, чтобы врач поступал в соответствии с законами страны или руководствовался бы выраженным или предполагаемым согласием квалифицированного специалиста.
Декларация МКМО (1983 г.) касается только возражений со стороны семьи, не предлагая решения на тот случай, когда мнения членов семьи одинаковой степени родства расходятся.

3. Религиозная мораль
а. Католическая.
Согласно учению католической церкви, забор органов допускается при согласии на это членов семьи, занимающихся делами покойного, так как следует уважать их чувства и права.
б. Протестантская. Вне сомнения, пересадка органов носит законный характер при условии, что в равной степени соблюдаются права и реци¬пиента и донора, в частности, при уважении мнения семьи последнего.
Если семья не согласна с предполагаемой процедурой, следует продол¬жать переговоры до тех пор, пока разногласия не будут устранены.
в. Иудейская. Иудаизм положительно относится ко всему, что позволяет спасти жизнь любого человека, без каких-либо преимуществ одних перед другими. Потому и жизнь реципиента не может считаться более ценной по сравнению с жизнью донора, пусть даже обреченного.
Кроме того, уважительное отношение к умирающему человеку требует, чтобы ничто не предпринималось для ускорения его кончины, ибо такие действия, независимо от состояния умирающего, считаются убийством. Следовательно, категорически запрещается брать сердце у умирающего раньше наступления смерти, даже при отсутствии каких-либо шансов на спасение его жизни. И наоборот, уважение к умирающему проявляется и в том, чтобы не продлевать искусственно его жизнь с единственной целью получения времени для подготовки к операции будущего реципиента.
г. Мусульманская. Ислам разрешает пересадку органов умершего чело¬века при соблюдении следующих условий:
— смерть должна быть установлена тремя врачами, в том числе одним невропатологом (хирург, который будет производить трансплантацию, не должен входить в состав этой группы);
— вознаграждение не выплачивается;
— трансплантация осуществляется в медицинском центре, офици¬ально признанном министерством здравоохранения;
— покойный не делал никакого заявления с возражением против забора какого-либо органа.
В рассматриваемом случае, когда некоторые члены семьи возражают против забора органа, трансплантация все же возможна, если получено согласие самых близких родственников и тем более, если покойный еще при жизни дал на это свое согласие.
д. Буддийская. Лица, принимающие решение, должны иметь в виду следующее:
—забор органов носит положительный характер, когда позволяет по¬мочь ближнему; это считается добродетельным актом дарения, высоко ценимым буддизмом (в этом случае необходимо, чтобы донор выразил свою волю и завещал свое тело в случае внезапной смерти);
— однако при заборе органов необходимо соблюдать определенные условия: согласно буддизму, после клинической смерти следует ждать три дня (см. казус 10).
Надо принимать также во внимание то обстоятельство, что искусственное поддержание жизни может отразиться на естественном уходе души из тела.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright