Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 13. ЭВТАНАЗИЯ ("пассивная")

Мужчина, 50 лет, страдающий непроходимостью артериальных сосудов, перенес несколько пересадок артерий и ампутацию нижних конечностей, болен бронхопневмонией и декомпенсацией сердца. Лечение возможно только в реанимационном отделении. Можно ли считать, что симптоматическое лечение равносильно в данном случае «пассивной» эвтаназии?

1. Международное право
Ряд положений действующего международного права гласит, что никто не может быть умышленно лишен жизни (статьи 3 Общего права; 6(1) Пакта о гражданских и политических правах; 4(1) Американской конвенции по правам человека), если абстрагироваться от проблемы законности смертной казни (по этому вопросу см. 6-й дополнительный протокол к Европейской конвенции о правах человека).
Из чего следует, что «активная» эвтаназия запрещается международными юридическими документами о правах человека даже в том случае, если сам пациент, измученный тяжелой болезнью, просит об этом (см. казус 14).
Рассматриваемый в данном казусе случай относится к проблеме определения «границ» так называемой «пассивной» эвтаназии и интенсивной терапии: где кончается одно и начинается другое.
Врач обязан поместить больного в реанимационное отделение, если нет другой возможности поддержать его жизнь.
Пациент пожилого возраста, даже если его положение представляется безнадежным, пользуется приоритетом при помещении его в реанимационное отделение перед более молодым больным. Складывается впечатление, что международные документы, регламентирующие вопросы права на жизнь, не предоставляют врачу (или любому другому субъекту) возможность выбирать, кто из двух пациентов имеет преимущественное право на интенсивное терапевтическое лечение (предполагается в данном случае, что технические медицинские средства ограниченны), позволяющее сохранить жизнь, так как в противном случае нарушался бы основополагающий принцип, запрещающий любую дискриминацию (см. статью 14 Европейской конвенции о правах человека; статью 2 Пакта о гражданских и политических правах; статью 1 Американской конвенции о правах человека). Однако в международном праве, регламентирующем права человека, до настоящего времени не кодифицировано различие между обычными и чрезвычайными средствами медицинской помощи и не существует определения одних и других.
Вопрос же о том, можно ли считать использование реанимационного оборудования для пациента, находящегося в безнадежном состоянии, злоупотреблением терапевтическими средствами, остается в международном праве на сегодняшний день без ответа.

2. Этика
Впервые ВМА рассмотрела вопрос об эвтаназии в Нью-Йорке в 1950 году.
Ее осудили как недопустимую «при любых обстоятельствах».
В Лисабоне (2 октября 198Л г.) в Декларации о правах больного ВМА признала право на достойную смерть (п. «е»). Больной имеет право отказаться от лечения (п. «с»).
Декларация о принципах, принятая в Венеции в 1983 году, посвящена прекращению лечения на заключительной стадии болезни.
В соответствии с Венецианской декларацией (статья 2) врач обязан проводить лечение и по мере возможности облегчать страдания, исходя из основных интересов своего пациента. Из этого принципа не делаются исключения даже при неизлечимой болезни или уродстве.

3. Религиозная мораль
а. Католическая. Католическая мораль, хотя и не приемлет эвтаназию, даже «пассивную», в то же самое время признает право на спокойную, достойную человека и христианина смерть. Поэтому она считает дозволенным прекращение использования самых современных медицинских средств, когда результаты не оправдывают возлагавшихся на лечение надежд. Однако обычный уход за больным обязательно продолжается (питание в любой возможной форме, утоление жажды:, гигиена, поддержание дыхания).
б. Протестантская. В целом уважение жизни и уважение достоинства человека неразделимы. Даже если кажется, что это не так, необходимо с большим тщанием и смирением искать наиболее подходящее решение. Право на достойную смерть—это истинное право.
в. Иудейская. Согласно иудаизму, укол, сделанный с намерением прекратить жизнь пациента, относится: к числу деяний, запрещенных законом.
г. Мусульманская. Ислам запрещает посягательство как на свою собственную жизнь, так и на жизнь другого человека, даже если он тяжело или неизлечимо болен. Поэтому практика «пассивной» эвтаназии и запрещена.
д. Буддийская. Чрезвычайно трудно определить границу между «пассивной» эвтаназией и неоказанием медицинской помощи человеку, жизнь которого находится в опасности.
Единого решения нет, и, следовательно, каждый случай следует рассматривать отдельно.
Однако буддизм подсказывает, что при принятии решения можно было бы исходить из следующего:
—избегать прямого вмешательства, прекращающего жизнь;
— облегчать страдания;
— не злоупотреблять терапевтическими средствами;
— если сделать ничего нельзя (с учетом предыдущего), следует по¬мочь спокойно умереть (так как, согласно буддизму, мысли умирающего имеют определяющее значение для его континуума сознания).

Вернуться к списку

Хроника

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Научная конференция памяти Б.Г. Юдина – "Человек в мире нейротехнологий: социальные и этические проблемы"
30-31 мая 2018 г., Москва, Россия, Институт философии РАН, сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики
Доклады расширенного пленарного заседания будут посвящены ключевым социогуманитарным вопросам развития нейротехнологий, а также развитию идей ведущего отечественного ученого специалиста по философско-методологическим проблемам современной технонауки, этики науки и биоэтике Б. Г. Юдина.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright