Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 10. ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ (роговица от умершего)

Женщина, 40 лет, скончалась в результате несчастного случая. Следует ли испрашивать разрешение семьи на забор роговицы для пересадки?

1. Международное право
Статья 10 резолюции (78) 29 Комитета министров Совета Европы 11.05.1978 г., озаглавленной «Унификация законодательств государств-членов в вопросах, касающихся забора и трансплантации человеческих тканей», гласит следующее: «(1) забор органа не разрешается в случае явного или предполагаемого возражения со стороны покойного, в частности по религиозным или философским мотивам; (2) если такое возражение не было выражено прямо или косвенно, забор органа для пересадки разрешается. Однако государство может запретить проведение этой операции, если с учетом обстоятельств и после соответствующего опроса с целью выяснения мнения семьи покойного... возникнут возражения...»
Пункты 35—37 приложения к резолюции, излагающие мотивы решения, подробно уточняют содержание статьи 10. В частности, в том случае, когда нельзя было узнать волю покойного, «считается, что его согласие имелось, так как в большинстве государств-членов каждому известно о возможности взятия органов и те, кто категорически возражает против этого, находят возможность сообщить свое мнение. Принимая подобное решение и учитывая, что оно соответствует современным нормам европейского законодательства, большинство экспертов исходили главным образом из огромной ценности пересаживаемых тканей и органов, их острой нехватки и из интересов больных. Эксперты отдавали себе отчет в том, что в настоящее время подобная норма предполагаемого согласия имеет большое значение для некоторых государств, учитывая, что нормы законодательства или правовая практика требуют проведения опроса, чтобы узнать мнение семьи покойного или законного представителя в случае его юридической недееспособности. Поэтому статью 10 следует рассматривать как рассчитанную на отдаленную перспективу, а государства, которые пока еще не готовы ее принять, имеют возможность предусмотреть проведение опроса».

2. Этика
По вопросу о согласии ВМА отсылает к национальным законодательствам. Кроме того, Сиднейская декларация (пункт 5) гласит: «Определение момента смерти позволит с этической точки зрения прекратить попытки реанимации и в тех странах, где это разрешено законом, произвести забор органов при соблюдении условий законодательства относительно получения согласия».
Согласно Мадридской декларации (1987 г.) о трансплантации органов, намечаемые действия следует подробно обсудить с донором и реципиентом или их родственниками, имеющими полномочия, или с их законными представителями.

3. Религиозная мораль
а. Католическая. Католическая мораль в принципе не возражает против пересадки органов от трупа, но это должно осуществляться при уважении прав и чувств тех, кто провожает покойного, в последний путь, в первую очередь его семьи.
б. Протестантская. Точка зрения совпадает с нормами католической морали. Недопустим коммерческий подход.
в. Иудейская. Забор органов у умершего с целью последующей пересадки наталкивается на три запрета:
— тело усопшего не может быть предметом наживы;
— оно не должно быть тем или иным образом изуродовано;
— тело покойного должно быть предано земле.
Разрешается, однако, производить аутопсию:
— когда речь идет о спасении человеческой жизни;
— при наличии согласия, данного покойным при жизни;
— при невозможности определить иным способом причину смерти (с участием трех врачей-специалистов);
— в интересах правосудия;
— для спасения жизни других людей;
— в целях определения наследственных заболеваний для защиты здоровья близких родственников или детей.
Несмотря на вышесказанное, аутопсия может выполняться только при обязательном соблюдении следующих условий: осуществляющие вскрытие врачи должны проявлять уважение к покойному (не курить, не вести не относящиеся к делу разговоры); по просьбе семьи операция может выполняться в присутствии раввина; по окончании вскрытия тело и его части передаются похоронной службе для предания земле.
г. Мусульманская. Трансплантация органов — в данном случае пересадка роговицы умершего человека — разрешается при соблюдении следующих условий:
— смерть должна быть установлена тремя врачами, в том числе одним невропатологом (хирург, который будет производить трансплантацию, не должен входить в состав этой группы);
— покойный при жизни не возражал против подобной операции, или же следует иметь согласие близких;
— трансплантация осуществляется в центрах, официально признанных министерством здравоохранения соответствующей страны.
д. Буддийская. Понятие смерти воспринимается различно буддизмом и западной научной традицией.
Согласно буддизму, при признаках клинической смерти не может быть абсолютной уверенности в том, что сознание (или континуум) покинуло физическую оболочку; хотя наука не обнаруживает этот континуум, традиционная буддийская мысль полагает, что его можно определить по некоторым признакам. Сенсорное и психическое сознание исчезают в момент наступления физической смерти, но сознание может оставаться в телесной оболочке до трех дней.
При мгновенной, неожиданной смерти континуум сознания моментально покидает тело, но, помимо данного случая, есть опасность вмешательства в естественный процесс психофизической смерти, если производить какие-либо манипуляции с телом в течение трех дней после наступления клинической смерти.
Но с другой стороны, передача органа может помочь ближнему, как, например, в случае с пересадкой роговицы.
Думается, что при всех обстоятельствах следует испрашивать согласие семьи, а лицам различных конфессий можно посоветовать заранее оставлять ясные распоряжения на случай их внезапной смерти.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright