Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Казус 7. СТЕРИЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНИКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Опасный преступник-рецидивист, совершающий половые преступления.
Предложение о полной кастрации в обмен на сокращение срока тюремного заключения.
а) право на занятие практикой такого рода,
б) отсутствие согласия,
в) судебное решение противоречит Токийской декларации ВМА,
г) врачебная ответственность.

1. Международное право
а) Все основополагающие документы по правам человека дают отрицательный ответ. Даже опасные преступники, совершающие половые преступления, не могут быть лишены права на производство потомства, несмотря на высокую опасность рецидива. Это же относится и к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости, душевнобольным, проходящим принудительное лечение, умственно отсталым и инвалидам (см. статьи 31, 32, 70 и 82/2 резолюции 73/5, принятой Комитетом министров Совета Европы 19.02.1973 г. по вопросу о минимальных нормах обращения с заключенными; статьи 5/1 и 10 рекомендации 83/2, принятой 22.02.1983 г. Комитетом министров Совета Европы, по юридической защите душевнобольных, проходящих принудительное лечение; статьи 1, 2 и 6 Декларации ООН о правах умственно отсталых и статья 3 Декларации ООН о правах инвалидов. См. также резолюцию D.H. 82/2 относительно постановления Суда по правам человека по делу Уинтерверпа от 24.10.1979 г. и постановления по делу Люберти от 23.02.1984 г.).
Ответ тем более ясен, что имеются большие основания сомневаться в «свободном» согласии преступника, которому предлагают сократить срок тюремного заключения.
Добавим к этому, что согласно резолюции 37/194 Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.1982 г. о принципах медицинской этики (см. принципы 2 и 6) «имеет место грубое нарушение медицинской этики и международного права в том случае, если медицинский персонал, в особенности врачи, активно или пассивно совершает акты, в результате которых они становятся соучастниками, сообщниками или инициаторами... жестокого, негуманного или унижающего достоинство обращения».
б) Отрицательный ответ.
в) Врач, даже если он служащий тюрьмы, должен уклониться от проведения кастрации.
г) Руководствоваться упомянутой выше резолюцией ООН 37/194.

2. Этика
Стерилизация представляется средством, позволяющим предупредить преступление.
Токийская декларация 1975 года: какими бы ни были совершенные ошибки, врач не имеет права прибегать к лечению, унижающему человеческое достоинство. Врач должен обладать полной независимостью и сам решать, какое лечение применять по отношению к лицу, находящемуся под его врачебной ответственностью. Важнейшая функция врача состоит в облегчении страданий себе подобных.
Лисабонская декларация 1981 года: больной имеет право соглашаться на лечение или отказываться от него.
Декларация Международного совета медицинских служб пенитенциарных учреждений (Афины, 1978 г.): работники здравоохранения, работающие в тюрьмах, обязуются:
— при постановке диагноза исходить только из интересов пациентов, состояние здоровья которых имеет приоритет перед всеми остальными соображениями;
— наилучшим образом оказывать лечебную помощь заключенным при полном соблюдении профессиональной этики.
В таком же духе составлено и приложение 22 к Европейскому справочнику по вопросам этики 1986 года.

3. Религиозная мораль
а. Католическая. Для католической морали абсолютно неприемлемо любое посягательство на физическую целостность человека, независимо от его согласия и каким бы ни было наказание, определенное властями за совершенные преступления или с целью предупреждения будущих правонарушений.
б. Протестантская. Прежде всего следует вполне сознательно обращаться только к таким процедурам и к такой практике, при которых полностью уважается достоинство заинтересованного лица. Кто стоит у истоков подобного акта? И зачем?
в. Иудейская. По мнению большинства духовных лиц, запрещение кастрации является нормой общего права, распространяющейся на всех людей. Разрушающий детородный орган человека поступает как презирающий дело творца и виновен в его уничтожении; поэтому иудаизм запрещает врачу использовать медицинское искусство в подобных целях, независимо от выдвигаемых причин.
г. Мусульманская. Ислам не приемлет кастрацию, поскольку она приводит к окончательной стерильности. Аморальность этого акта усиливается из-за того, что он предлагается в обмен, в данном случае на обещание сократить срок тюремного заключения лицу, совершающему опасные половые преступления. Кроме того, ислам предписывает сохранять целостность человеческого тела, исключения могут допускаться только по показанию врача.
д. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright