Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Протестантизм

Жан-Франсуа Колланж

Биоэтика и протестантизм

Протестантская этика и ответственность

Протестантская этика сводится главным образом к этике ответственности. Быть ответственным — значит прежде всего слышать глас Всевышнего, Слово Божье, о чем сказано в Священном писании, быть чутким к словам и обращениям других, со вниманием относиться к их форме, постоянно стремясь при этом лучше понять суть требований. Ответственность не связывается, таким образом, с совершением или несовершением поступков, которые заранее определены как хорошие или плохие, это — своего рода поиск, движение, и в этом процессе каждый его участник сам становится лучше и ответственнее в той мере, в какой постоянно стремится лучше увидеть и осуществить то, что другие и Он ждут от него.

Восприятие, осмысление и толкование

Пронизанная духом ответственности протестантская этика одновременно предполагает осмысление и толкование. Она не является раболепной исполнительницей любых указаний свыше, а выковывается в терпеливом и настойчивом поиске этической истины. А приближение к этой истине — составной части самого субъекта этики, обретаемой каждым самостоятельно, без посредников, — не может быть плодом поиска одного человека. По самой своей сути это — диалог между сознанием, Словом Божьим, о чем говорится в Священном писании, и различными его толкованиями.

Роль церкви

В этих обстоятельствах протестантская церковь не обладает никакой абсолютной властью, ни на уровне догматов, хотя определяющее ее лицо вероисповедание не обходится без догм, ни тем более на уровне этических заповедей. Церковь, однако, существует как община и потому представляет собой место, где формируется и определяется доля ответственности каждого. Церковь как таковая обязана достаточно быстро вырабатывать свои «соображения» с тем, чтобы осмысление велось углубленно, в нужном направлении и никогда не заканчивалось. Определяя свою позицию в вопросах биоэтики, Протестантская федерация Франции в марте 1987 г. заявила, в частности, следующее: «На всеобщее рассмотрение предложены элементы этического осмысления... Речь идет о скромных, смиренных предложениях, потому что и церковь, община женщин и мужчин, внимающих Слову Божьему, доносимому Иисусом Христом через библейских свидетелей, может ошибаться даже при обращении к помощи Святого Духа. Но тем не менее эти предложения могут служить некоторым ориентиром для наших верующих... Тем более, что сегодня общество занято поиском биоэтики, то есть морали во имя жизни».

Следовательно, необходимо очень серьезно относиться к мыслям и соображениям протестантской церкви в области этической теологии, поскольку они являются плодом прилежной, тщательной работы и поиска, предназначенным и для других. Они, однако, не имеют статуса обязательности и отличаются многообразием, в чем признак различного подхода к восприятию, осмыслению и толкованию просьб людей и самого Слова Божьего. Таким образом, для протестантской позиции характерно как стремление организовать и начать обсуждение, так и наличие собственных заключений.

Позиция церкви и биоэтика

Приняв участие в осмыслении проблемы власти над жизнью и внеся этические предложения, протестантская церковь осталась верна своему призванию. На сегодняшний день зарегистрировано три десятка официальных позиций по этому вопросу, а департамент «Церковь и общество» Всемирного совета церквей, объединяющего более 300 религиозных общин всего земного шара, представил в августе 1989 г. по этой теме документ на тридцати страницах . Кроме этого, существует большое количество богословских трудов, не выражающих официальную точку зрения, но в которых также рассматриваются этические проблемы, вызванные к жизни развитием биологической науки. В настоящее время в Гейдельберге, в исследовательском отделе учебного заведения евангелической церкви под руководством Хартвига фон Шуберта осуществляется подготовка сводной публикации всех указанных документов .

В целом общий подход этих документов, независимо от их практических выводов, соответствует данному нами представлению о протестантской этике. Особенно точно написала об этом рабочая группа по вопросам биоэтики Федерации протестантских церквей Швейцарии: «Этика требует от нас различного рода ответственности: профессиональной, религиозной, человеческой. Она может не совпадать с юридической точкой зрения, но это не имеет значения, потому что ее задача не наказывать, а направлять... Религиозная этика дает возможность не только придать необходимые оттенки умозаключению, но и понять соотношение между жизнью и истиной, познаваемой благодаря вере. И само это познание, этот бьющий ключом источник, неотделимо от культуры и эпохи своего восприятия. Нашему поколению выпала трудная задача увидеть, как свет Евангелия озаряет возможности, возникающие в претерпевающем глубокие изменения мире, в котором наука благодаря своим открытиям претендует на решение всех вопросов. Какое место в этих условиях отвести человеку, чей облик принял Христос, и как защитить его достоинство?»

Отвечая на этот вызов, следует исходить из главного принципа, понимания того, что человек по-настоящему человечен только тогда, когда он создан Богом и не пытается производить манипуляции с самим собой. Опорой служит также убежденность в том, что каждый человек — это носитель неотъемлемого достоинства. В Библии говорится о том, что человек сотворен «по образу и по подобию» Бога (Бытие, 1,26) и подтверждено тем, что сам Бог в образе Иисуса Христа принял обличье человека. Человеческая жизнь не сводится к чисто биологическому процессу — гуманным содержанием ее наполняют любовь, общение, способность человека строить планы, слово, исполненное смысла и ответственности. Ничто человеческое не возникает из эгоизма, злоупотреблений и крайностей, гуманность проистекает из заботы о ближнем, в том числе, когда речь идет о рождении ребенка, о его личности, о его спокойствии и о будущем. И, наконец, техника... Сама по себе она не бывает плохой или хорошей, но как никогда требует сегодня от человечества подлинной ответственности, вырабатываемой в уважении к наиболее обездоленным и во внимании ко всем. Это значит, что ответственность должна основываться на соответствующих нормах и законодательствах, которые позволяют принять вызов времени.

Протестантская этика и самостоятельная оценка случаев, изложенных в казусах

Именно такая общая перспектива и более точные указания, содержащиеся в упомянутых документах, определяют наш подход к тем конкретным случаям, которые рассматриваются в дальнейшем. Понятно, что избранный метод рассмотрения сложных случаев («казус») не отвечает в полной мере подлинно протестантскому подходу, но поднятые вопросы заслуживают тщательного исследования. Опираясь на упомянутые источники или прибегая к собственным рассуждениям, мы и попытались показать, в каком направлении следует искать протестантский «ответ» на поставленный вопрос.

Вернуться к списку

Хроника

24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник
24.03.2024
24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник.
подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright