Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Католицизм

Элио Сгречча

Католическая церковь и профессия врача

Оказание лечебной помощи в истории католической церкви

Лечение больных было во все времена одной из особых забот католической церкви, имеющей теоретическое обоснование в ее учении на примере самого Христа. В Евангелии рассказывается о многих исцелениях, совершенных Иисусом.

Богословский смысл врачевания, вытекающий из Священного писания, имеет двоякий характер: с одной стороны, в этом знак мессианства Иисуса, то есть его божественной миссии спасения, а с другой, он хочет таким образом объяснить своим ученикам суть служения страдающему человеку. Оба смысла хорошо видны в притче о добром самаритянине, рассказанной евангелистом Лукой (X, 29—38), которая заканчивается приказанием «Иди, и ты поступай так же». С подобными же словами Иисус обратился и к своим ученикам: «и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 1Х,2), «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царствие Небесное; больных исцеляйте, прока­женных очищайте, мертвых воскрешайте» (Мф.Х, 7—8).

Опираясь на это обращение Иисуса, католическая церковь уже во времена религиозных преследований организует места призрения для больных при домах верующих, а позднее, начиная с XIV века — при монастырях как на Востоке, так и на Западе. Везде, где проповедовалось учение Христа, католическая церковь через деятельность ордена госпитальеров, религиозных и благотворительных организаций участвовала в оказании медицинской помощи.

Даже после того, как Великая французская революция положила начало передаче лечебных учреждений в руки светских властей, като­лическая церковь продолжала всяческими способами помогать больным, помещая их в свои лечебные заведения либо направляя религиозный персонал в государственные больницы.
Нахождение при больных не считалось заместительством, а рассматривалось как свидетельство служения больному, представляющему самого Христа: «Я был болен, и вы посетили Меня... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. XXV, 35—40).

Этическая концепция медицины

Согласно своему учению, католическая церковь всегда с уважением относилась к полезным открытиям и терапевтическим средствам медицинской науки, используя их в своих больницах. Во враче же она видела своего рода священнослужителя «департамента жизни» (Павел VI), призванного помогать живому, исцелять болезни и успокаивать боль.

Медицинская мораль католической церкви использует нормы этики Гиппократа, обогатив их понятием священного характера жизни как дара Божьего и личности больного как сына Божьего и олицетворения самого Христа. Католическая церковь всегда осуждала преступления против жизни: аборты — с самого начала своего возникновения (Дидахэ — Учение двенадцати апостолов, начало II века), а также убийство человека, самоубийство, отказ от детей и любое жестокое обращение.

Когда богословская мораль была обобщена в средневековых текстах, трактатах эпохи Возрождения и нового времени, эти положения медицинской морали нашли свое отражение в пятой заповеди «Не убий» и в трактате о правосудии.

Учение о морали особенно обогатилось при последних главах римской католической церкви, начиная с папы Пия XII (1939—1958 гг.) с его речами о врачах и при его преемниках. Этому способствовали три совпадающих обстоятельства: преступления против жизни — даже при отсутствии вины — во время последней войны, развитие теории «прав человека», принятой церковью и особенно поддержанной в годы правления Иоанна ХХIII (1959—1964 гг.), развитие медицинской науки и биомеди­цинской технологии.

Католическая церковь принимает участие в оживленных дискуссиях по поводу регулирования рождаемости, стерилизации, узакониванию абортов, генной инженерии, искусственного оплодотворения, пересадки органов и тканей, эвтаназии, злоупотребления терапевтическими средствами, санитарно-эпидемиологической службы развивающихся стран. Она постоянно развивает свое учение и ищет ответ на возникающие вопросы. Так, например, с этической точки зрения была рассмотрена вся биомедицина. В силу особой природы духовного влияния единственным и обязательным регламентирующим основанием для католической цер­кви является свод официальных документов.

Основополагающие ценности и принципы

Медицинская мораль, подобно общей морали католической церкви, идет от науки о человеке, связанной с христианским озарением. Тем самым мораль в медицине основана на полном и объективном достоинстве человеческой личности. При таком понимании человек не только нахо дится на вершине материального мира и в центре общества, но и наделен вечной ценностью, принимая во внимание его трансцендентность по отношению к миру и истории или характеризующей его духовности. В основе уважения к человеческой личности лежит, следовательно, уважение к Богу и к бессмертному духу каждого человека. Христианская мораль не может поэтому согласиться ни с утилитаристским подходом к этике, ни с абсолютизацией свободы, с чистым биологизмом или натуралистическим социобиологизмом.

Таким образом, из первоначального учения о человеке, связанного с христианским озарением, вытекают следующие основные положения: человеческое тело не имеет обезличенного характера, а представляет собой единство со своим индивидуальным «я». С католической точки зрения возможно не только сказать «У меня есть тело», но и «Я есть мое тело», потому что тело и дух образуют одну субстанцию, своего рода единое целое.

Исходя из этой ценности человеческого тела, физическая жизнь считается основополагающей ценностью по сравнению с другими, пусть даже и превосходящими ее по своему достоинству (свобода, солидарность...), потому что все они возможны только при физическом существовании человека. Отсюда и несогласие католической церкви с произвольным прерыванием беременности и с эвтаназией, поскольку в физической жизни она видит священную основополагающую ценность.

Поэтому центральное место в медицинской этике занимает терапевтический принцип или принцип цельности. Исходя из него, медицинское или хирургическое (генетическое) вмешательство допускается в тех случаях, когда оно необходимо для восстановления здоровья или спасения человека как целого.

Любое медицинское вмешательство должно также основываться на принципе свободы и ответственности: свобода как врача, так и пациента должна соединяться с ответственностью по отношению к жизни и здоровью. В этом принципе содержатся и обязанность пациента, в частности его согласие при получении соответствующей информации, и права и обязанности врача.

И, наконец, необходимо назвать принцип социальной общности, согласно которому медицинская помощь рассматривается как право гражданина и обязанность общества, а здоровье считается общим достоянием. Следовательно, необходимо в большей степени поддерживать,в том числе и предоставляя больше ассигнований, тех, кто в наибольшей степени нуждается в помощи.

Вернуться к списку

Хроника

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Научная конференция памяти Б.Г. Юдина – "Человек в мире нейротехнологий: социальные и этические проблемы"
30-31 мая 2018 г., Москва, Россия, Институт философии РАН, сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики
Доклады расширенного пленарного заседания будут посвящены ключевым социогуманитарным вопросам развития нейротехнологий, а также развитию идей ведущего отечественного ученого специалиста по философско-методологическим проблемам современной технонауки, этики науки и биоэтике Б. Г. Юдина.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright