Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Буддизм

Буддизм отрицает активную эвтаназию, а также искусственное продолжение жизни, когда без медицинской аппаратуры и интенсивной терапии могла бы наступить смерть. Однако врач должен приложить все усилия для спасения человеческой жизни. Запрещено искусственное прерывание беременности во всех случаях. Пересадка органов и переливание крови возможны только от живого донора, при условии, что это было его даром пациенту (т.е. донор не получил за это денег). Последователи буддизма не признают искусственное оплодотворение.

Аборт, искусственное оплодотворение, эвтаназия, клонирование, смена пола рассматриваются с точки зрения буддиста как нарушение кармы. Закон кармы подразумевает причину и следствие. И эти деяния являются «черными» греховными, приводящими к негативным в дальнейшем последствиям для совершившего их в этой жизни и причиной дурных перерождений в мире животных, претов и адских сушеств(«Лбхидхармакоша», «Праджня парамита», «Ламрим ченбо»).

Контрацепция, дородовая диагностика, вскрытие трупа, прием лекарств, оперативное и терапевтическое вмешательства, переливание крови, использование препаратов крови, трансплантация органов и тканей, прием лищи (почти нет запрещенных) («Джуд-пш», «Вайдурья онбо») не влияют на карму или влияют на жизнь человека (его карму) совершенно незначительно и вполне могут быть допустимыми деяниями.

Гомосексуализм, чрезмерное употребление алкоголя, других психоактивных веществ однозначно рассматриваются как гpex («Дулва» - устав буддийской общины). Отношение к табаку никак не обозначено, видимо по причине незнания о нем в древности. В настоящее время буддисты рассматривают увлечение табаком как вредную для здоровья и дурную привязанность, привычку от которой нужно избавляться.

Похороны осуществляются по специальному обряду («Пхова», «Намше») в день, время и место с соблюдением ритуалов указанных ламой-астрологом и различаются у разных народов.

Размещение в палате и возможность присутствия представителя иной веры, вид неодетого человека в принципе не имеют значения для буддиста.

Пост буддисты соблюдают во время совершения ритуалов и обрядов, проведения больших молебнов, что подразумевает концентрацию и наличие всех душевных и физических сил, больной человек просто не допускается для выполнения этих мероприятий, он должен лечиться.

Жак МАРТЕН

Буддизм и право на уважение человеческой личности в условиях риска, связанного с развитием биотехнологии

Основы буддийской мысли

а) Введение. В нескольких строчках невозможно даже кратко изложить учение Будды, которому посвящена громадная литература. Мы лишь попытаемся привлечь внимание к сути буддизма, прокомментируем ошибочные толкования этого учения.
Со времени своего Просветления, более двух с половиной тысяч лет назад, и вплоть до смерти, около 480 г. до н.э., Будда проповедовал единственную мысль: избавление от страдания через его признание.
Духовный путь, составляющий содержание его учения, получил название буддизма.
Особое значение в буддийской мысли приобретает такое поведение человека, которое позволяет ему преодолеть свою неудовлетворенность и познать счастье, просветление и внутреннюю свободу.
Согласно буддийскому учению, страдание и избавление от него определяются состоянием духа, от которого зависит и продолжение бытия существ в одном из шести планов сансары.
Освобождение от состояния неудовлетворенности и от страдания, характерных для любой формы существования, предполагает прежде всего познание истинной природы феноменального мира. Для него характерны непостоянство и исчезновение всего того, что возникает из причин и условий, и именно он лежит в основе всеобщего страдания. Развитие событий не есть результат случая или орудие божественной воли, оно зависит от сложных причинных взаимосвязей, которые опре¬деляют порядок вещей.
Сам человек, состоящий из находящихся в тесной взаимозависимости пяти психофизических групп, связан с остальным окружением, с природой и другими живыми существами, людьми и животными.
Будда зовет к просветлению и личной ответственности, к преодолению сиюминутных проявлений чувств с помощью анализа и овладения воспринимаемым субъектом, духом.
Благодаря собственному опыту, основанному на медитации, вера в осязаемые реалии постепенно ослабевает и позволяет увидеть конечную природу духа, скрываемую за неведением, на котором зиждется двойственность и ошибочное восприятие внутреннего и внешнего мира явлений.
Подобное иллюзорное восприятие и порождает страсти, влекущее желание, отталкивающую ненависть и все связанные с этим отрицательные эмоции.
Эмоции обусловливают поступки, сумма которых определяет судьбы людей в соответствии с законом Кармы, который охватывает не только данный отрезок жизни, но и ее продолжение в потоке последовательных перерождений.
Если говорить точнее, отрицательные поступки порождены незнанием истинной природы явлений. Из незнания проистекают зависть и ненависть, которые неизбежно влекут за собой тяжелые последствия, мешающие тому, кто ими охвачен, избавиться от страданий. Положительные же поступки, связанные с высшим знанием — пониманием непостоянства и несубстанциональности явлений — создают счастливые условия жизни и ведут к освобождению от уз сансары.
Что касается собственно практики, то просветление идет по описанному Буддой духовному пути, пути справедливости и равновесия, на котором следует избегать крайностей — необузданных чувственных желаний и сурового аскетизма— при неразрывном соединении мудрости и сострадания.
Содержащиеся в буддизме советы свидетельствуют о его глубоко этическом характере. Но ценность этика имеет не сама по себе, а только в составе триады духовного пути: этики, медитации, мудрости, основой которой (триады) она является.
Ответственность во всем возложена на человека. Каждый в соответствии с основополагающими принципами, открытыми Буддой, делает свой выбор и принимает решения. В буддийском учении нет запретов или заповедей.
Такого рода этика имеет преимущественно характер намерений и может восприниматься неодинаково в свете мудрости, сопровождающей духовное развитие, которое достигается через практику концентрации и созерцания, находящихся в центре буддийской традиции. Цель такой практики — изменить человека путем просветления и умиротворения духа и постепенного устранения негативных тенденций — результат веры в постоянное субстанциальное «Я».
Развитие самоуглубленности порождает равновесие и не зависящее от внешних обстоятельств неуловимое счастье, что естественным путем ведет к ослаблению зависти, привязанности, эгоизма и возникновению просветленной мудрости и сострадания.
Освободившись от страстей и духовной скверны, человек выходит из круговорота бытия, перестает перерождаться и избавляется от страданий. Сопровождающее это избавление совершенное и окончательное блаженство не поддается описанию и превосходит человеческий разум — в нем есть проповедуемое Буддой спасение.
Философия или религия?
И религия, и философия. Религия, которая не признает антропоморфического Бога-творца, но через не-рожденного, не-пребывающего, не-двойственного, не-обусловленного Всеведущего при глубоко философском, без умозрительной цели подходе служит внутреннему состоянию.
Система буддийской мысли свободна от догматизма, и учение Будды сравнивают, согласно известной метафоре, с лодкой, позволяющей переехать с одного берега на другой, то есть перейти от путаницы и сумбура к трансцендентной ясности, и потом бросить лодку.
Именно в этом открытость и терпимость буддизма, его уважительное отношение к другим религиозным и интеллектуальным традициям.
б) Главные элементы буддийской мысли. Человеческая личность покоится на пяти психофизических опорах, называемых скандхами: форма (рупа), ощущения-эмоции (ведана), восприятия-представления (санджия), кармические волевые импульсы (санкхара) и сознание (виджняна).
Совокупность этих феноменов составляет непостоянный и иллюзорный мир (поток) индивида, бытие которого, однако, относительно и условно. Все сложные вещи непостоянны (аничча).
Все живые и неживые феномены не только непостоянны, но и несубстанциональны. Рожденные из причин и условий, они не имеют никакого собственного существования, что приводит к пустотности (анитья). Однако относительным образом они существуют. Эти феномены пустотны по своей природе, уже просто в силу своей обусловленности. Буддизм постулирует закон причинности, из которого вытекает процесс рождения и смерти (патиччесамуппада).
Перерождениям дается следующее объяснение: человеческое существо — это непрерывный поток, последовательное возникновение и исчезновение особых состояний пяти психофизических феноменов, непрерывный ряд. Таким образом, можно говорить о континууме. Поскольку нет никакой постоянной сущности, пребывающей какой-то отрезок времени, то и от одного существования к другому не может переходить что-либо постоянное. Умирающее, а затем возрождающееся существо не является ни тем же самым, ни иным существом — это непрерывный поток, влекомый моральной силой поступков. Таким образом, существа, привязанные к своим поступкам, потенциально несут в самих себе свое бытие. Следовательно, закон Кармы (или поступков) и закон нового рождения тесно связаны между собой: Карма (волевые импульсы) — это своего рода энергия, питающая поток психофизических феноменов, или континуум.
Буддийская мысль — это учение о двух истинах, абсолютной и относительной.
в) Буддийская этика основывается на альтруизме и сострадании. Она покоится на воздержании от плохих поступков:
— не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное;
— не кради;
— не пьянствуй;
— не произноси ошибочных, пустых или лживых речей;
— не прелюбодействуй.
Эти заветы должны, безусловно, отвечать обстоятельствам места и времени. Буддийские монахи руководствуются многочисленными (более 200) правилами, мирянам рекомендуется следовать пяти основным заповедям.

Позиция буддизма по отношению к некоторым проблемам, связанным с биотехнологией

Определенное число мнений относительно риска, связанного с применением биотехнологии, вытекает из основного принципа высшей святости человеческой жизни и любой формы существования вообще.
а) Высшая святость человеческой жизни имеет приоритет перед всеми другими соображениями. Дело в том, что согласно буддийскому учению только исключительно трудно приобретаемая человеческая жизнь позволяет реализовать избавление от уз сансары.
б) Биологически зародыш возникает в результате слияния сперматозоида с яйцеклеткой, но буддизм утверждает, что, помимо этих двух элементов, для жизни необходим еще и третий — континуум сознания.
При благоприятных генетических условиях зародыш поддерживает проникающая психоментальная сила. Будда говорит об этом следующими словами:
«Монахи, когда соединяются три элемента, возникает зародыш жизни. Но в случае, если соединяются отец и мать, но время матери не настало и отсутствует существо для нового рождения (гадхабба), никакая жизнь не зародится. Монахи, если соединяются отец и мать и настало время матери, но отсутствует существо для нового рождения, жизнь не зародится и в этом случае. Она возникает только при сочетании трех элементов: соединении отца и матери, благоприятном времени для матери и присутствии существа нового рождения» (Сутта-питака, Lahhgula-nikya, I, 265—266, Канон пали).
в) В момент смерти происходит растворение физических элементов: твердого, жидкого, теплоты, воздуха. Твердый элемент растворяется в жидком, жидкий вбирается теплотой, а теплота рассеивается в воздухе.
На каждой из этих стадий у умирающего создается ощущение тяжести, потери опоры, погружения в жидкость... Недавно американскими и французскими учеными были исследованы случаи клинической смерти. Предполагается, что континуум сознания присутствует в физической оболочке в течение трех дней с момента клинической смерти.
г) В заключение скажем, что, согласно буддийскому учению, человек — это больше чем биологическое существо и результат соединения двух особей.
Он существует в своей психофизической цельности и наследует предшествующие поступки.
Это континуум сознания, обладающего собственной «программой», проявляющейся в слиянии клетки. Человеческое существо, хотя и детерминировано своими прошлыми поступками, но тем не менее имеет возможность выбирать и изменять свое становление.
Буддизм признает, что наследственность и среда оказывают важное влияние на жизнь, но всегда подчеркивает силу предшествующих поступков как главного объяснения разнообразия существ и их положений.
Об этом сказано в древних буддийских текстах:
«Существа являются обладателями своих поступков, наследниками поступков; поступок—это чрево, из которого они рождаются, их друг, их прибежище. Каким бы ни был совершаемый поступок, положительным или отрицательным, они унаследуют его» (Msjjhima-nikya III, 203).
д) Из этих основных принципов относительно нового рождения, закона причинности и сострадания вытекает буддийская медицинская этика.

Эвтаназия

Уничтожение жизни (своей или другого) стоит на первом месте среди отрицательных поступков.
Эвтаназия—это сложная и деликатная проблема, и отношение к ней будет различным в зависимости от того, идет ли речь о «пассивной» или «активной» эйтаназии. Недопустимо активное вмешательство, ускоряющее приближение смерти, равно как и интенсивное лечение для поддержания жизни, которое считается формой насилия. Приближение смерти носит сущностный характер и по возможности должно быть тихим и безмятежным.
Зародыш
Из сказанного выше следует, что зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа.
Контрацепция
Предпочтительным способом считается использование презервативов.
Стерилизация
Следует избегать в связи с проблемой обратимости.
Аборт
Соответствует уничтожению жизни независимо от стадии.
Оплодотворение in vitro
Согласно буддизму, процесс рождения может осуществляться различными способами. Эмбрион in vitro — это зародыш жизни, и он должен пользоваться такой же защитой, что и человек. Лица, появившиеся на свет в результате использования методов искусственного воспроизводства, и дети, рожденные естественным путем, должны на всех уровнях пользоваться статусом равенства.

Пересадка органов

Проблема пересадки органов требует этического осмысления. Речь идет об акте сострадания, о даре для помощи ближнему.

Вернуться к списку

Хроника

Школа молодых ученых «Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания»
26-30 июня 2017, Москва
С 26 по 30 июня 2017 года на базе Московского гуманитарного университета совместно с Институтом философии Российской Академии наук будет проводиться Школа молодых ученых «Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания».
подробнее

Семинар "Этика в трансплантологии"
21.04.2017, РНИМУ имени Н.И. Пирогова
Аналитическая философия обращается к общности телесного опыта как к основанию обучения языку, а значит, и коммуникации. Однако критерии успешности коммуникации остаются операциональными. Можно и нужно ли операционализировать телесный опыт, чтобы говорить от имени страдающего тела? Какие вопросы могут быть заданы пациенту, чтобы обратиться к его телесному опыту? И до какой степени он может быть выражен в медицинских (физикалистских) категориях?
подробнее

Конференция "Биотехнологическое улучшение человека: социально-этические проблемы"
12-13 октября 2017 г., Институте философии РАН (г. Москва, Россия)
Основная цель конференции – широкое обсуждение ключевых проблем биоэтики, в частности, комплекса этических проблем, возникающих в контексте развития новейших биотехнологий и применения их к человеку не только в терапевтических целях, но и в целях улучшения физических, психических, интеллектуальных и моральных качеств человека. Предполагается участие ведущих ученых и специалистов в областях медицины, наук о жизни, философии, социологии и права, представителей различных религиозных конфессий и общественных организаций.
подробнее

Открыта позиция в постдокторантуре: исследования науки и технологий, университет Ли́нчёпинга, Швеция
Заявки принимаютс до 21.12.2017
Технологии оценки: рейтинги, ранжирование и оценка Цифровые технологии: визуализация Разработка и использование алгоритмов Рынки и маркетинг
подробнее

19-23 мая 2016 г. прошла Международная научная школа для молодежи "Концепции постчеловека в философии и технонауке"
31.05.2016

подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright