|
Нормативные документы | Этические комитеты | Биоэтика в образовании | Общие вопросы биоэтики | Больничная этика | Этические проблемы в трансплантологии | Этические проблемы абортов и репродукции | Этические проблемы в психиатрии | Этические проблемы смерти и умирания | Этические проблемы генных исследований | Этические проблемы биомедицинских экспериментов | Культуральные особенности оказания медицинской помощи | Все материалы в одном каталоге
От редакции
КРАТКИЙ ОЧЕРК НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Борис Григорьевич Юдин – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, видный специалист в области философии и методологии науки, лидер биоэтических исследований в России...
На жизненный выбор Б.Г. Юдина большое влияние оказала судьба его старшего брата – Эрика Григорьевича. Э.Г. Юдин – кандидат философских наук, в 1956 г. работал преподавателем философии в Томском пединституте. В конце 1956 г. он выступил на институтском партийном собрании с требованием развёртывания гласности в стране и в партии, соблюдения на деле решений XX съезда КПСС о демократизации партийной жизни. Вскоре после этого начались разбирательства на уровне горкома и обкома партии. Э.Г. Юдин был исключен из партии, вслед за этим - уволен с работы, а затем и арестован органами КГБ СССР. Он был осуждён к 10 годам ИТЛ и провёл несколько лет в заключении в сибирских лагерях. Родители – Григорий Наумович и Юлия Семёновна – предприняли невероятные усилия, обивали пороги начальственных кабинетов и в конце концов добились снижения наказания сыну до фактически отбытого. В 1960 г. он возвращается в Москву, где впервые видит свою трёхлетнюю дочь. Борис Григорьевич в это время учился в старших классах средней школы и вместе со всей семьёй переживал этот ужас. В марте 1960 г. вместе с родителями Борис встречал брата на Казанском вокзале. Родители после этого отправились на работу, а Борис с братом поехали домой. Занятия в школе Борис в тот день пропустил.
Родители, памятуя драму старшего сына, категорически не хотели, чтобы Борис связал свою жизнь с какой-либо гуманитарной специальностью. В 1960 г. он окончил десятилетку и поступал в МВТУ им. Н.Э. Баумана, но не добрал баллов и пошёл работать на завод. В 1961 г. Б.Г. Юдин всё же поступил в МВТУ и стал учиться на факультете автоматизации и механизации производства. В эти годы Эрик Юдин начал посещать проходившие по понедельникам в здании Института психологии АПН РСФСР семинары Московского методологического кружка, которым руководил Г.П. Щедровицкий. Эрик Юдин вскоре стал одним из лидеров ММК. Он начал привлекать на семинары ММК Бориса, знакомить его с историей философии, с основными проблемами, которыми занимается философия. Постепенно интересы Эрика Юдина сместились в плоскость системных исследований, и он вместе с И.В. Блаубергом и В.Н. Садовским составили группу первопроходцев системного подхода в СССР. Эрик привлёк к этим исследованиям Бориса. Борис Юдин заинтересовался темой самоорганизации и выступил по ней с докладом на заседании кружка и опубликовал свои первые тезисы в научных сборниках.
После окончания МВТУ Б.Г. Юдин проработал по распределению некоторое время инженером, но одновременно он поступил в заочную аспирантуру Института истории естествознания и техники АН СССР. В ИИЕТ к тому времени под покровительством академика Б.М. Кедрова была сформирована проблемная группа по системному исследованию науки в составе Э.Г. Юдина, И.В. Блауберга и В.Н. Садовского. Позже группа была преобразована в сектор.
В 1969 г. Б.Г. Юдин был принят на работу в Институт конкретных социальных исследований АН СССР. В то время по идеологическим причинам слово «социология» ещё не могло присутствовать в названии Института. Но сотрудники теоретического сектора во главе с Ю.А. Левадой, как, впрочем, и весь Институт, занимались именно социологией. Сюда и пришёл Б.Г. Юдин работать младшим научным сотрудником, при этом параллельно он продолжал учиться в аспирантуре ИИЕТ. В ИКСИ Б.Г. Юдин занимался вопросами самоорганизации на материале социальных систем. Процессы самоорганизации могут одинаково происходить в различных типах систем: технических, биологических, социальных. Занятия системными исследованиями и проблемой самоорганизации вывели Б.Г. Юдина в самом начале его пути в науке в поле междисциплинарных исследований, что определило весь характер его научного творчества, несмотря на происходившую время от времени смену приоритетов в научных интересах.
В 1970 г. Б.Г. Юдин написал статью для «Вопросов философии» по проблеме целостности. Статья понравилась главному редактору журнала И.Т. Фролову, который сам много занимался проблематикой целостности. Довольно быстро статья появилась на страницах журнала. Для начинающего философа опубликоваться в «Вопросах философии» было очень значимо. В 1971 г. в Институте философии АН СССР Б.Г. Юдин защитил кандидатскую диссертацию по самоорганизации. Рекомендацию к защите он получил от сектора диалектического материализма, которым заведовал В.А. Лекторский; оппонентами на защите выступили А.И. Ракитов и В.И. Кремянский.
В 1972 г. Академия общественных наук при ЦК КПСС в классических сталинских традициях идеологических «обсуждений», переходящих в осуждение, «проработала» Ю.А. Леваду и его изданные на ротапринте для студентов факультета журналистики МГУ лекции по социологии. После этого отдел науки ЦК КПСС назначил комиссию по проверке работы ИКСИ. ИКСИ подвергся коренной реорганизации, для проведения которой из Свердловска (ныне Екатеринбург) на должность директора Института был переведен член-корреспондент АН СССР М.Н. Руткевич. Естественно, первой мишенью для чистки стал сектор Ю.А. Левады. Он был закрыт, и перед каждым из его сотрудников со всей остротой встала проблема трудоустройства. Найти работу в такой ситуации было непросто. Несколько попыток Б.Г. Юдина оказались неудачными. Друзья брата, в том числе И.В. Блауберг и В.Н. Садовский, работавшие ранее в «Вопросах философии», рекомендовали его главному редактору журнала И.Т. Фролову, поскольку в редакции тогда освобождалось место научного консультанта в отделе философских проблем естествознания. Но первое собеседование с И.Т. Фроловым оказалось неудачным для Б.Г. Юдина.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. В это время в «Вопросах философии» как раз была в работе статья Б.Г. Юдина по проблемам управления в капиталистических странах. Это была одна из первых работ по технологии менеджмента в отечественной научной литературе. Статья вышла в январе 1973 г., в тот момент, когда в партийных инстанциях уже была согласована кандидатура И.Т. Фролова в качестве директора Института философии, и в начале 1973 г. Президиум АН СССР уже назначил его на эту должность. Его недоброжелатели, однако, предприняли скоординированные усилия для того, чтобы предотвратить это назначение. В ходе этой борьбы резко усилилось административное давление на руководство журнала «Вопросы философии», который воспринимался тогда в качестве едва ли не рупора свободомыслия и публиковал немало материалов, вызывавших нарекания со стороны бдительных блюстителей идеологической чистоты. В результате секретарь Московского горкома КПСС по идеологии В.Н. Ягодкин организовал отмену постановления Президиума АН СССР. Он обратился к В.В. Гришину и А.П. Кириленко, и те отозвали это постановление. Последующие события весьма поучительны с точки зрения функционирования научного журнала в обществе с жёстким идеологическим давлением.
Обстановка вокруг журнала «Вопросы философии» постепенно накалялась. Накапливались обвинительные материалы. Организовывал кампанию В.Н. Ягодкин, «делавший карьеру на поддержании “идеологической дисциплины” и погромах тех, кто её не соблюдал» . В выступлениях на совещании заведующих кафедрами общественных наук и на городском партийном активе В.Н. Ягодкин обвинил журнал в отступлении от партийности. «В центральном философском журнале “Вопросы философии” (главный редактор И.Т. Фролов) читатель встречается с обилием общих внеклассовых оценок социальных явлений, некритически заимствованных из буржуазных концепций» - заявил В.Н. Ягодкин . В качестве примера он привёл статью Б.Г. Юдина, в которой «фактически пересказывается широко распространённая в буржуазной литературе версия о трансформации капитализма в постиндустриальное общество, где ведущей силой будет обладающая знаниями интеллигенция». Подводя итог, В.Н. Ягодкин давал следующую руководящую установку: «Учёному совету Института философии АН СССР давно пора обсудить работу журнала с принципиальных позиций».
«Идеи» В.Н. Ягодкина «развил» секретарь партбюро Института философии АН СССР Л.Н. Суворов: «Партбюро неоднократно обсуждало работу журнала, но следует со всей самокритичностью сказать, что мы ещё не сделали, очевидно, всего, что должны были сделать в выправлении работы журнала. В докладе В.Н. Ягодкина совершенно правильно говорилось об идейно-теоретических ошибках статьи Б.Г. Юдина. Но ведь это не единичный факт. Научная общественность недавно была серьёзно обеспокоена появлением в двух последних номерах журнала “Вопросы философии” статьи К.М. Кантора. В этой статье проводится далёкий от классовых марксистских позиций объективистский подход уже не к самому капиталистическому обществу как в статье Б.Г. Юдина, а к наиболее реакционному направлению идеологии современного капитализма, к теориям антикоммунизма. Подобный тон, не говоря уже о содержании, совершенно неуместен в марксистском исследовании, тем более, публикуемом в центральном философском журнале страны». Заместитель главного редактора «Вопросов философии» М.К. Мамардашвили, который замещал в тот момент И.Т. Фролова, был вызван в Отдел пропаганды ЦК КПСС и был вынужден объясняться по этим статьям. Также ему пришлось выступать по этому вопросу и на заседании Отделения философии и права АН СССР.
В этой ситуации И.Т. Фролов проявил как своё виртуозное мастерство манёвра во взаимоотношениях с партийным начальством, так и присущие ему принципиальность и неуступчивость. В докладе на заседании редколлегии журнала 23 апреля 1973 г. он представил публикацию статей К.М. Кантора и Б.Г. Юдина как... выполнение указаний ЦК КПСС, данных редакции журнала в области борьбы с антикоммунизмом: «Мы работаем под непосредственным руководством Центрального Комитета, отделов Центрального Комитета. Тема выступления была нам подсказана: Центральным Комитетом было дано указание о необходимости выступить против серии антикоммунистических статей… Мы не можем поддаваться на такие, в сущности иногда провокационные, иногда сбивающие с толку заявления, которые не очень тактично касаются таких материалов, в которых в наибольшей степени заинтересована наша партия, и мы как коммунисты должны делать всё для того, чтобы по-деловому, а не ради фраз и не ради каких-то других целей совершенствовать наш стиль этой критической работы. На это нас и ориентирует, в частности, Центральный Комитет партии». В ЦК КПСС И.Т. Фролов заявил, что в докладе В.Н. Ягодкина журнал получил одностороннюю негативную оценку. Он назвал несправедливым то, что ни В.Н. Ягодкин, ни Л.Н. Суворов не нашли ничего положительного в работе журнала. И.Т. Фролов полностью поддержал М.К. Мамардашвили и взял всю ответственность за публикацию статей К.М. Кантора и Б.Г. Юдина на себя. К этому времени Б.Г. Юдин уже был зачислен в редакцию журнала, а вскоре после этого И.Т. Фролов демонстративно принял на работу и сына К.М. Кантора – В.К. Кантора.
В.К. Кантор и Б.Г. Юдин, как и пришедший на работу в редакцию несколько ранее В.Ф. Кормер, и некоторые другие сотрудники журнала, были беспартийными, что по неписанным правилам не приветствовалось в идеологическом журнале. Таким образом, наряду с авторством идеологически неприемлемой статьи возник дополнительный повод для нападок на журнал вообще и на Б.Г. Юдина в частности. В ЦК КПСС М.К. Мамардашвили сразу же были предъявлены претензии о «засорении» кадров в редакции журнала. После этого Б.Г. Юдин и его уже вышедшая статья стали предметом обсуждения на редколлегии журнала. Статью слегка покритиковали, но многие выступили в защиту автора. После этого И.Т. Фролов сделал ещё один мастерский ход. Он сказал, что поскольку решение о принятии Б.Г. Юдина в журнал подписывал в его отсутствие М.К. Мамардашвили, он может эту подпись отозвать. Члены редколлегии единодушно высказались «против», и беспартийный Юдин остался на работе в журнале.
В те годы журнал «Вопросы философии» был одним из самых читаемых журналов. Главный редактор И.Т. Фролов последовательно проводил линию на десталинизацию философии, на повышение профессионального уровня публикуемых статей, на развитие международных контактов журнала, на расширение тематики. В орбиту интересов журнала были включены проблемы, возникавшие на стыках наук, представлявшие собой «точки роста» нового знания, прежде всего, знания о человеке. Журнал стал резонансным для широких кругов интеллигенции. Тираж его составлял 60 тысяч экземпляров. Особую популярность приобрели «круглые столы» журнала, в которых участвовали выдающиеся физики, биологи, демографы, кибернетики, писатели, деятели культуры. На «круглых столах» поднимались такие темы, как научно-технический прогресс, загрязнение окружающей среды и необходимость предпринимать разнообразные меры по ее защите, этические проблемы генетики, включая генетику человека, глобальные проблемы современности, проблемы будущего человечества и многие другие, такие, что ранее не могли попасть на страницы философского журнала. Назревавшие в обществе проблемы впервые здесь вводились в исследовательское поле советской философии и получали рефлексивное осмысление. Некоторые воспринимали это даже как утрату философской специфики журнала.
Б.Г. Юдин работал несколько лет в составе этой легендарной редакции «Вопросов философии». Среди его коллег были Г.С. Гургенидзе, Ц.Г. Арзаканян, В.Ф. Кормер, Р.В. Садов, Б.В. Орешин, А.И. Шаров, В.К. Кантор, А.Е. Разумов, В.И. Мудрагей. В те времена журнал решал такую важную задачу, как выстраивание подлинно партнерских взаимоотношений между философами и естественниками, прежде всего биологами, которые были основательно подорваны в годы господства лысенковщины, и поддержка новых, перспективных направлений науки и техники. Много статей в журнале шло по тематике философии науки. Б.Г. Юдин способствовал акклиматизации в русском философском тезаурусе понятия «философия науки». Ранее само это понятие считалось идеологически неблагонадёжным, так что вместо него использовали словосочетание «философские вопросы естествознания». Б.Г. Юдин впервые в нашей философской литературе закрепил понятие «философия науки», опубликовав статью с таким названием в «Кратком словаре по философии».
В 1977 г. изменилась ситуация в самом журнале «Вопросы философии». И.Т. Фролов, который находился под постоянным давлением как партийных инстанций, так и догматически настроенных философов, ушёл с должности главного редактора, получив назначение на должность ответственного секретаря издававшегося в Праге международного журнала «Проблемы мира и социализма». Достигнутый при нём уровень постановки научных и мировоззренческих проблем сохранить не удалось, да, собственно, изменение курса журнала и было целью проработчиков. В этой ситуации Б.Г. Юдин, по инициативе Б.М, Кедрова перешёл на работу в Институт истории естествознания и техники АН СССР.
Ещё работая в «Вопросах философии» Б.Г. Юдин активно контактировал с учёными из ИИЕТ, прежде всего с сектором системных исследований науки, с сотрудниками которого Б.Г. Юдин был близок в силу не только научных интересов, но и личных причин. Он участвовал в проводимых сектором мероприятиях, публиковался в ежегоднике «Системные исследования». В его работах по системному подходу было введено понятие «системная ориентация». Системная ориентация понималась Б.Г. Юдиным в качестве исследовательского регулятива, который предполагал при изучении данного объекта учёт его взаимосвязей с другими объектами, в особенности иной природы, вообще, включённость исследуемого объекта в несколько контекстов отношений. Учёт системных связей может предохранить от многих ошибок, связанных с научным и технологическим вмешательством в объект и попыткой воздействия на тот или иной, взятый в отдельности его признак. С современных позиций императив системной ориентации может считаться одним из принципов комплексного подхода и приобретает большое значение при сдерживании разного рода попыток «улучшения» того или иного параметра человеческой природы.
В 1975 г. в ЦК КПСС поступило обращение от бдительных ревнителей чистоты марксизма, в котором резкой критике подвергалось всё системное направление, включая сектор системных исследований и ежегодник «Системные исследования». Одним из объектов критики была статья Б.Г. Юдина о самоорганизации в малых группах, опубликованная в этом ежегоднике. Под ударом оказался сектор системных исследований ИИЕТ. Проблема была разрешена передачей сектора из ИИЕТ в Институт системных исследований, директором которого был Д.М. Гвишиани.
В ИИЕТе Б.Г. Юдин стал работать в секторе методологических проблем истории науки, который возглавлял Б.М. Кедров. Проблематикой сектора было взаимодействие естественных, общественных и технических наук. При этом на Б.Г. Юдина имел виды и тогдашний директор ИИЕТ член-корр. АН СССР С.Р. Микулинский, рассчитывавший, что Б.Г. Юдин будет работать непосредственно под его началом. В итоге Б.Г. Юдин проработал восемь лет в непосредственном контакте с Б.М. Кедровым до самой его смерти в 1985 г. Творческим коллективом под руководством Б.М. Кедрова были выпущены четыре коллективных монографии по проблемам взаимодействия наук. Во всех эти книгах Б.Г. Юдин выступал в качестве одного из авторов и руководителей исследовательского проекта. Эти исследования сохраняют значение и сегодня, поскольку, по существу, в них отработаны многие методологические проблемы комплексного, междисциплинарного подхода. В указанных коллективных монографиях комплексный междисциплинарный подход рассматривался как составляющая диалектического метода в современном его понимании. Были проанализированы последовательно возникавшие в ходе развития науки всё более сложные формы взаимодействия наук, связанные в итоге с возникновением новых, комплексных, наук. В числе основных характеристик этих новых наук были названы такие, как взаимопроникновение анализа и синтеза с тем, чтобы постоянно удерживать целое и каждый шаг анализа проверять синтезом и наоборот; включение процедуры обобщения результатов исследования непосредственно в ход накопления материала; управление ходом теоретического синтеза. В качестве объектов этих наук брались глобальные объекты, которые носят всеобъемлющий, универсальный характер (научно-техническая революция, экология, здоровье человека, питание людей и пр.). Глобальный характер подобных объектов сообщает такой же глобальный характер и взаимосвязи наук.
В середине 1970-х – середине 1980-х гг. как в мировой философии науки в целом, так и в советской философии науки практически синхронно с достаточной чёткостью обозначилась переориентация на учёт социокультурного измерения развития науки. В западной философии науки это было осознано в постпозитивизме, в советской философии одним их родоначальников социокультурого исследования науки стал И.Т. Фролов, который показал значимость человеческого измерения НТП. Им была выдвинута идея нового типа науки, в отношении которого аксиологические аспекты должны учитываться на всех стадиях процесса исследования: постановки проблемы, проведения исследования, интерпретации полученных результатов и их применения на практике. Обращение к социокультурному функционированию науки остро поставило ряд новых проблем, прежде всего проблему соотношения когнитивных и ценностных, когнитивных и социально-институциональных аспектов процесса познания. Новая ситуация в познании привела к осознанию необходимости такой особой сферы исследований, как этика науки. Творческий путь Б.Г. Юдина протекал в русле этих общих изменений. Фокус его научных интересов стал перемещаться от проблем методологии науки к проблемам социологии и этики науки. Его первая статья по этическим проблемам генетики была напечатана в «Вопросах философии» в 1975 г. Он одним из первых ставил в нашей философии вопросы, которые приобрели особую остроту спустя тридцать лет.
В 1985 г. Б.Г. Юдин защитил докторскую диссертацию, в 1987 г. возглавил журнал «Вопросы истории естествознания и техники», в 1989 г. стал заведовать сектором социально-этических проблем науки в Институте философии АН СССР (в секторе работали А.П. Огурцов, С.С. Неретина, В.С. Черняк, В.П. Гайденко, М.К. Мамардашвили и др.). И в журнале, и в Институте основой линией, которую проводил Б.Г. Юдин, была постановка и обсуждение социокультурных проблем развития науки.
В период редакторства Б.Г. Юдина проблематика социальной истории советской науки стала одним из приоритетных направлений в редакционной политике журнала «Вопросы истории естествознания и техники». По инициативе Б.Г. Юдина и В.Л. Рабиновича и при поддержке И.Т. Фролова редакция журнала провела в Центральном доме литераторов «круглый стол», посвящённый обсуждению сложных страниц истории советской генетики и их освещению в художественной литературе. Проведение этой встречи, проходившей в огромном переполненном зале ЦДЛ, было стимулировано практически одновременной публикацией в литературно-художественных журналах произведений, посвященных нелегкой судьбе отечественной генетики и тех, кто работал в этой области («Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Оправдан будет каждый час» В. Амлинского). Ранее научные исследования по этой тематике, мягко говоря, не пользовались приоритетом. После публикации материалов этого «круглого стола», в работе которого самое активное участие принимали многие из биологов, переживших тот мрачный период, изменилось отношение к истории лысенковщины и ее последствиям. Более того, эта публикация послужила толчком к началу объективного изучения и других драматических событий в истории советской науки. Одним из них стала «Павловская» сессия АН СССР и АМН СССР 1950 г., нанесшая тяжелый урон развитию физиологии и психологии в нашей стране. «Вопросы истории естествознания и техники» провели «круглый стол» и по этой теме; его стенограмма была опубликована в журнале в 1988 и 1989 гг.
Своими работами 1980-х гг. Б.Г. Юдин внёс большой вклад в детальную разработку проблемы соотношения когнитивных и ценностных аспектов научного познания, в изучение развития науки как социального и культурного феномена. Обобщением ряда его исследований стала опубликованная в 1986 г. совместно с И.Т. Фроловым книга «Этика науки» – первое в отечественной научной литературе монографическое исследование, специально посвящённое этическому измерению науки.
В книге проводилась мысль о том, что аксиологическая компонента научного познания шире так называемой этики познания, обслуживающей «большую науку», ибо способы и цели получения знания как моменты человеческой деятельности должны быть соразмерны человеку, соотнесены с его благом. Оценки происходящего в сфере познания должно давать с более широких мировоззренческих позиций, включая сюда гуманистические идеалы, складывающиеся во всех сферах культуры. Искусство, религия и философия могут в этом контексте рассматриваться как интеграторы и выразители этих идеалов. Этические и, в частности, биоэтические проблемы науки вовсе не сфера калькуляции допустимого, хотя и это, разумеется, важно с практической точки зрения. Само развитие науки требует обращения к такой духовно-антропологической проблематике, которая входит в компетенцию философии. Роль философии резко возрастает в современных исследованиях, затрагивающих проблематику существования человека и человечества как в методологическом, так и в аксиологическом аспектах.
И.Т. Фролов и Б.Г. Юдин связывают назревшую необходимость обращения к этике науки с современной ситуацией в развитии человечества. «Чтобы правильно ответить на вопрос о специфической проблематике этики науки, - пишут они, - надо выйти за рамки анализа сугубо внутренних факторов функционирования и развития науки и обратиться к социальным, общественным условиям» . Теперь опора на чистую науку и вообще любые абстрактные расчёты, принятие решений, при котором игнорировались бы возможные глобальные последствия «аморальны, антигуманны, бесчеловечны в самом широком смысле этого слова» . Поэтому ситуация этического выбора и необходимость гуманистических ориентиров оказываются встроены в само существо научной деятельности и, кроме того, требуют научного подхода и гуманистической направленности в политике.
Специальное внимание И.Т. Фролов и Б.Г. Юдин уделили этическим аспектам физико-химического познания и особенно - биоэтике. Чрезвычайно современно выглядит обсуждение авторами вопросов воздействия социально-биологических исследований на общественное сознание. Сегодня острота проблемы особенно очевидна в связи с дискуссиями вокруг клонирования. Даже простое информирование общественности о полученных результатах может иметь весьма неоднозначные последствия, что является серьёзной этической проблемой. Последняя встаёт в ряду биоэтических проблем вслед за проблемой допустимости целого ряда социально-биологических исследований и проблемой преувеличения наших знаний, когда неполное и неточное знание выдаётся за абсолютное и преподносится как таковое широкой общественности. Во всех этих случаях наличие этического аспекта в самом процессе исследования не может вызывать никакого сомнения. Но и в сфере целей и исходных предпосылок научного исследования, отмечают авторы, не может быть этической нейтральности, поскольку в конечном счёте они являются продуктом социальной позиции учёного в определённой социокультурной среде. Авторы ставят поэтому в качестве актуального и «вопрос о необходимости предварительного этического обоснования предпринимаемого научного исследования» .
Ещё один выделенный авторами аспект функционирования науки как социального института, который порождает острые этические проблемы - влияние на научные исследования интересов бизнеса и политики. В результате смешения целей познания с этими интересами вполне типичной может становиться ситуация, когда то, что выгодно отдельным учёным, будет наносит ущерб науке в целом. В частности, неизбежно возникают барьеры на пути открытого обмена информацией, засекречивания, патентные ограничения, и вообще – внутренний конфликт между коммерческими обязательствами и академическими обязанностями учёного, что подрывает сами основы взаимоотношений в научном сообществе.
В появившихся рецензиях на книгу «Этика науки» отмечалось новаторство и фундаментальность в разработке поставленных в книге проблем. В частности, значение этой новой проблематики связывалось в рецензии В.С. Стёпина с тем, что в современной науке во многом изменилась сама предметная область научного познания. В качестве объектов исследования естествознания и технических наук всё больше оказываются сложные и развивающиеся природные комплексы, в которые в качестве компонента включён сам человек. «Разумеется, в этих условиях объективное познание предмета и поиск истины требуют расширения специальных для науки этических установок и активных гуманистических ориентаций исследовательской деятельности».
Книга И.Т. Фролова и Б.Г. Юдина и сегодня остаётся единственным примером столь полного и фундаментального исследования проблем этики науки в нашей философской литературе. В 2009 г. книга была переиздана с дополнениями.
В творческом пути Б.Г. Юдина после изучения социокультурных и этических аспектов развития науки вполне закономерным стал выход на проблему человека. Б.Г. Юдин органично включился в то интеллектуальное движение по комплексному, междисциплинарному изучению человека, лидером которого был И.Т. Фролов.
В 1990 г. начал выходить академический журнал «Человек». С момента основания и по сей день Б.Г. Юдин является его главным редактором. Журнал представляет собой реальную трибуну не только междисциплинарного синтеза в науке, но и взаимодействия науки и искусства в постижении человека. Журнал даёт возможность чувствовать пульс общеантропологических исследований. В 1997 г. журнал выиграл конкурс на финансовую поддержку от Института «Открытое общество».
Сегодня Б.Г. Юдин – лидер российской биоэтики. Интерес к проблемам биоэтики возник у него впервые в 1989 г., во время обмена мнениями с делегацией из США, посетившей Институт философии и рассказавшей о биоэтических исследованиях, проводимых за океаном. В июне 1989 г. в Москве побывала член Совета директоров Гастингского центра по биоэтике (США) С. Бок, с которой обсуждались перспективы сотрудничества в области биоэтики. В апреле 1990 г. Б.Г. Юдин в составе российской делегации посетил ведущие биоэтические центры США (Вашингтон, Нью-Йорк, Новый Орлеан). Он принял участие в организованном по инициативе директора Института этики им. Кеннеди (США) Э.Д. Пеллегрино международном симпозиуме «Транскультурные измерения медицинской этики». Симпозиум патронировался Национальной академией наук США, Исследовательским фондом Фидиа и Институтом этики им. Кеннеди. Позже Б.Г. Юдин находился в США на стажировке в Гастингском центре по биоэтике. В мае 1991 г. Б.Г. Юдин участвовал в международном совещании «Биоэтика и социально-правовые последствия биомедицинских исследований», организованном в Москве совместно ЮНЕСКО и Всесоюзным межведомственным Центром наук о человеке, которым руководил И.Т. Фролов. В этом же году на философском факультете МГУ А.П. Огурцовым и Б.Г. Юдиным был прочитан, вероятно, первый в России учебный курс биоэтики.
В 1992 г. в Институте человека РАН был образован сектор биоэтики. По приглашению И.Т. Фролова Б.Г. Юдин возглавил этот сектор. Сектор биоэтики был одним из наиболее активных подразделений Института человека. Сектор стал проводить исследования по таким проблемам, как информированное согласие, этические проблемы экспериментирования на животных, этические аспекты новых технологий деторождения. Совместно с Российским национальным комитетом по биоэтике велись исследования социально-этических проблем, возникающих в ходе реализации проекта «Геном человека». В организованной в 1993 г. конференции по этике научных исследований принимал участие сопредседатель Российского национального комитета по биоэтике А.А. Баев. Была разработана учебная программа курса биоэтики. На философском факультете МГУ Б.Г. Юдин продолжал читать курс биоэтики. Сотрудники сектора участвовали в разработке законодательных актов и нормативных документов, выступали в качестве консультантов при решении вопросов о присоединении России к международным конвенциям. Очень интенсивно развивались международные контакты по биоэтике. Сотрудники сектора участвовали в нескольких конференциях биоэтических комитетов европейских стран. По мысли Б.Г. Юдина, современная биоэтика может рассматриваться как образец упреждающего реагирования человека на те возможные опасности, которые несёт с собой научно-технический прогресс. Такое реагирование призвано осуществлять гуманистический контроль над развитием новых технологий, который был бы направлен на выявление их возможных негативных последствий для человека.
Ещё одной стороной работы Института человека РАН, в которой активно участвовал Б.Г. Юдин, являлась гуманитарная экспертиза. Методология гуманитарной экспертизы разрабатывалась в ходе подготовки аналитического доклада для Совета Безопасности РФ «Человеческий потенциал России и его взаимосвязь с безопасностью страны» (1995 г.). Учёными Института была проведена экспертиза проекта Доклада Программы развития ООН о человеческом потенциале РФ, отечественных законопроектов и международных нормативных документов Совета Европы в области здравоохранения и биомедицинских исследований. Готовились информационные материалы и научные доклады для правительственных органов. Это работа продолжилась и после включения ИЧ РАН в состав Института философии РАН. Совместно с Вал. А. Луковым Б.Г. Юдин опубликовал работу «Гуманитарная экспертиза. К обоснованию исследовательского проекта» (2006). С точки зрения Б.Г. Юдина, необходимость в разработке технологий гуманитарной экспертизы возникает вследствие того, что современное научно-техническое развитие все в большей мере сориентировано на человека, при этом – на отдельного и в то же время массового человека. Технологии, которые прежде входили в жизнь общества, были в значительной мере крупномасштабными и несопоставимыми с масштабами жизнедеятельности отдельного человека. Однако в последней трети XX века начинается переориентация научно-технического прогресса на нужды, интересы и ценности отдельных людей. Прежде всего в подобного рода перефокусировке целей научно-технического прогресса активны биомедицинские, информационные и коммуникационные технологии, воздействующих непосредственно на человека, на его биологические и социально-психологические характеристики.
В Институте человека при руководящем участи Б.Г. Юдина впервые был разработан проект «Человеческий потенциал России». Концепция проекта исходит из того, что человеческий потенциал не сводится к материальному благополучию человека, важны также качество здоровья, возможности реализации интересов, защищенность прав, обеспеченность возможностей самореализации. Эта концепция позволяет вычленить среди множества воздействий, которые испытывает человек, как те, которые способствуют развитию и реализации его возможностей, так и те, которые являются для него факторами риска. Развитый в исследовании подход позволил установить в качестве одной из целей гуманитарной экспертизы определение и оценку потенциальных и актуальных факторов риска тех или иных воздействий для человека, а также поиск возможных корректирующих действий. Результаты первого этапа исследований представлены в книге «Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода» (М., 1999). Исследования человеческого потенциала России были продолжены в отделе комплексных проблем изучения человека Института философии РАН. В 2007 г. под редакцией Б.Г. Юдина вышла коллективная монография «Человеческий потенциал как критический ресурс России». В 2009 году вышла монография Б.Г. Юдина и Г.Б. Степановой «Здоровье человека: факт, норма, ценность».
В период длительной болезни И.Т. Фролова Б.Г. Юдин фактически руководил работой Института человека в качестве заместителя директора. В 1999-2004 гг. Б.Г. Юдин возглавлял работу Института человека РАН.
С 2005 г. Б.Г. Юдин руководит отделом комплексных проблем изучения человека Института философии РАН. После интеграции Института человека в качестве отдела в Институт философии РАН исследовательская ситуация серьезно изменилась. Став частью крупного научного учреждения, коллектив потерял тот ресурс мобильности и оперативности в принятии решений, который создавал определенные преимущества в функционировании такого междисциплинарного и вместе с тем маневренного, обладающего сравнительно небольшим штатом сотрудников учреждения, как ИЧ РАН. Вследствие общей политики сокращения штатов, отдел лишился практически всех сотрудников, работавших по совместительству. В ИЧ РАН совместители образовывали мобильную исследовательскую группу вокруг ядра штатных сотрудников, что позволяло осуществлять комплексный подход к исследованию поставленных проблем. Вместе с тем ядро исследовательского коллектива удалось сохранить, и он продолжил работу, начатую еще под руководством И.Т. Фролова.
Б.Г. Юдин пригласил на работу в отдел Тищенко П.Д., возглавившего сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики. Их совместная работа обеспечила реализацию целой серии проектов. В 2008 г. начался ежегодный выпуск сборника трудов сектора «Гуманитарная экспертиза и биоэтика» (ответственный редактор Ф.Г. Майленова), с 2006 по 2012 гг. было издано четырнадцать выпусков «Рабочих тетрадей по биоэтике» (отв. ред. П.Д. Тищенко), создан сайт «Биоэтика» (модератор Р.Р. Белялетдинов). С 2008 по 2012 гг. Б.Г. Юдин возглавлял проект ЮНЕСКО «Биоэтика для журналистов», в котором активную роль играли П.Д. Тищенко и Р.Р. Белялетдинов. В рамках проекта были выпущены четыре брошюры для журналистов по проблемам биоэтики (в том числе одна на английском языке), проведены семинары-тренинги в Барнауле, Казани, Минске, Кишиневе, Ереване и Москве. Подготовлен Интернет-ресурс «Биоэтика для журналистов» на русском и английском языке, размещенный на сайте ЮНЕСКО. Внимание к проблемам отношений биоэтики и СМИ неслучайно. Биоэтика нуждается в СМИ как форуме гражданского диалога по проблемам прав человека и биомедицины. Однако деятельность СМИ может нести угрозу моральному благополучию отдельных граждан и социальных групп (например, инвалидов, ВИЧ-инфицированных и др.). На встречах и в публикациях подчеркивалась идея ответственности журналистов как социальных партнеров ученых, философов и врачей в решении сложнейших моральных проблем научно-технического прогресса в биомедицине.
Как ведущий представитель российской биоэтики Б.Г. Юдин выступил организатором проведённой под эгидой ЮНЕСКО конференции «Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека» (2006), возглавил подготовку аналитического доклада «Анализ нормативно-правовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских исследований» (2007) и разработку законопроекта «О биомедицинских исследованиях» (2007).
С 2003 г. Б.Г. Юдин сотрудничает с Московским гуманитарным университетом. В Институте фундаментальных и прикладных исследований МосГУ им был создан Центр биоэтики. Совместно с Вал. А. Луковым, Вл. А. Луковым, Н.В. Захаровым и др. в Институте фундаментальных и прикладных исследований МосГУ было реализовано несколько проектов по гуманитарным проблемам биологии и медицины по грантам РГНФ, РФФИ, ЮНЕСКО.
В 1992 г. по инициативе И.Т. Фролова был организован Российский национальный комитет по биоэтике, в котором Б.Г. Юдин стал заместителем председателя. В РНКБ вошли видные врачи, биологи и гуманитарии. Под эгидой РНКБ в 1994 г. был подготовлен доклад «Вакцинопрофилактика и права человека», имевший широкий общественный резонанс и до сих пор вызывающий горячие споры сторонников и противников государственных программ вакцинации.
Идеи РНКБ были развиты при создании Российского комитета по биоэтике при Комиссии по делам ЮНЕСКО МИД РФ (2006), председатель академик Р.В. Петров, сопредседателями стали Б.Г. Юдин, академик РАМН Ю.М. Лопухин и член-корр. РАМН Ю.Д. Сергеев. Комитет принял несколько принципиально важных документов, в частности, по проблемам клонирования человека, легализации эвтаназии и необходимости присоединения к Конвенции Совета Европы «О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины». Под руководством Б.Г. Юдина экспертами комитета был разработан законопроект «О биомедицинских исследованиях». К сожалению, в России до сих пор нет современного законодательства, защищающего права испытуемых научных экспериментов.
На заседаниях Комитета выступали видные отечественные и зарубежные ученые. Так в 2007 году совместно с Посольством США в Москве организовано расширенное заседание РКБ (с участием российских экспертов РАН и РАМН). На встрече был заслушан и обсужден доклад ведущего американского специалистa в области биоэтики, профессора политэкономии университета Джонса Хопкинса и члена Консультативного совета по биоэтике при Белом Доме Фрэнсиса Фукуямы на тему «Этические проблемы развития биотехнологий в США». В том же году совместно с посольством Франции в Москве и Французским культурным центром РКБ организовал встречу российских ученых с известным генетиком, директором Института Кошен, профессором Акселем Каном (Aksel Kahn, Франция), сделавшим доклад на тему: «Cовременная биология: новые возможности - новая ответственность». В качестве российского со-докладчика выступил чл-корр. РАН Б.Г.Юдин.
Б.Г. Юдин ведет большую международную работу в области биоэтики. С 1998 г. Б.Г. Юдин является экспертом от РФ, а с 2000 г. по 2004 г был членом бюро Комитета по биоэтике (до 2011 г. – Руководящий комитет по биоэтике) Совета Европы. С его участием были разработаны и приняты протоколы, регламентирующие использование достижений генетики в медицине, проведение научных исследований на человеке, пересадку органов и др. С 1999 г. по 2007 г. Б.Г. Юдин был членом Совета директоров Международной ассоциации биоэтики. Он участвует в организации и выступает с докладами на Всемирных биоэтических конгрессах. Ему поручена организационная работа по подготовке секции биоэтики на Всемирном философском конгрессе 2013 г. в Афинах. В качестве разработчика он участвовал в подготовке «Модельного закона о защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах-участниках СНГ», который был одобрен Ассамблеей СНГ в 2005 г. В 2007 г. он выступил одним из авторов книги «Этическая экспертиза биомедицинских исследований в странах СНГ (социальные и культурные аспекты)», вышедшей на русском и английском языках. Как эксперт ЮНЕСКО он привлекался к разработке проекта Всеобщей декларации ЮНЕСКО «О биоэтике и правах человека» (2005). В 2011 г. совместно с Р.Г. Апресяном и О.И. Кубарь он иучаствовал в подготовке проекта Декларации государств-участников СНГ «Об этических принципах научной деятельности», которая в 2012 г. была принята Межпарламентской Ассамблеей государств-участников.
Б.Г. Юдин принимает активное участие в развитии биоэтического образования. Под его редакцией был разработан ряд образовательных программ, подготовлено фундаментальное руководство «Введение в биоэтику» (1998), до сих пор являющееся одним из наиболее популярных учебных пособий по биоэтике. Совместно с Р.Г. Апресяном Б.Г. Юдин участвовал в разработке Базовой учебной программы ЮНЕСКО по биоэтике (русское издание 2010 г.). С 1991 года Б.Г. Юдин регулярно читает в различных московских вузах курсы «Введение в биоэтику», «Этические проблемы современной науки», «Философия биомедицинских исследований» и др. Стиль биоэтики как науки особого типа, в которой центральное положение занимают не фундаменталистские моральные или антропологические идеи, а идея прав человека, не установка на убеждение в своем единственно «истинном» понимании, а поиск согласия, компромисса, возможности цивилизованного сотрудничества ученых естественников и гуманитариев, поначалу вызывал неприятие и непонимание в философской и научной среде. Сам термин «биоэтика» не воспринимался, приходилось постоянно разъяснять его значение. Теперь ситуация изменилась. Несмотря на общую тенденцию сокращения объема гуманитарного образования в медицинских вузах, биоэтика остается его краеугольным, системообразующим аспектом.
В последние годы в центре внимания Б.Г. Юдина особое место заняли проблемы биотехнологического конструирования человека и проблема добросовестной науки. Проблема конструирования человека может считаться одной из традиционных проблем для Института человека РАН. Вместе с тем она приобрела особую актуальность в связи с новейшими достижениями в области биотехнологий и информационных технологий. Возникли трансгуманитстические прожекты тотального преобразования природы человека, обеспечения его бессмертия… Б.Г. Юдин опубликовал серию исследований по данной тематике, среди которых следует отметить статьи «Чтоб сказку сделать былью?» (Конструирование человека) (2006), «От утопии к науке: конструирование человека» (2007), «Человек на чипе: этические проблемы» (2012). Б.Г. Юдин в 2008-2011 гг. был одним из организаторов и основных докладчиков четырех всероссийских конференций с международным участием по данной тематике, проводившихся Томским государственным педагогическим университетом (руководитель И.В. Мелик-Гайказян). Тема конструирования человека неоднократно обсуждалась на страницах журнала «Человек».
С точки зрения Б.Г. Юдина, концепция технологического детерминизма, утверждающая, что если нечто изобретено – оно обязательно должно и фактически будет воплощено в жизнь, неверна. У человека и общества есть возможности для того, чтобы от чего-то отказываться и что-то выбирать. И сама возможность гуманитарной экспертизы связана с неприятием доктрины технологического детерминизма. Мы можем предвидеть, какие технологии могут быть для человечества неприемлемы, а потому и не следует продолжать исследования в этом направлении, какие технологии обладают вместе и позитивными сторонами, и негативными. Мы должны заранее подумывать возможные негативные стороны воздействия технологий и, соответственно, – выявлять позитивные свойства этих технологий, которые очень часто на лабораторном уровне разработки могут быть неизвестны самим создателям.
Особую актуальность в современной науке приобрели проблемы честности и добросовестности научных исследований. На протяжении последних трех столетий считалось, что наука является самокорректирующейся системой. Б.Г. Юдиным в настоящее время проводятся исследования нарушений этики науки в виде плагиата, фальсификации и фабрикации научных знаний, результаты которых представлены в таких публикациях как «Проблема честности в научных исследованиях» (2010), «Измерение научной продуктивности и добросовестность в исследованиях» (2012). Он принимает активное участие во Всемирных конференциях по добросовестности в исследованиях.
Доктор философских наук С.Н. Корсаков
Доктор философских наук П.Д. Тищенко
Вернуться к списку
|
|
Хроника
24 марта 2024 года скончался хирург-трансплантолог, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник 24.03.2024 24 марта 2024 года скончался ведущий хирург-трансплантолог Санкт-Петербурга, руководитель Центра органного и тканевого донорства НИИ им. И.И. Джанелидзе, главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Олег Николаевич Резник. подробнее
Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?" 12.03.2019 Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова. подробнее
XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР» 20 ноября 2018 г. 20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР». подробнее
Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека» 5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области. подробнее
Дилеммы нейроэтики 20.06.2018 Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике. подробнее
|