Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Хроника

Новости ассоциации | Новости биоэтики | Анонсы событий

Павел Дмитриевич Тищенко, доктор философских наук, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН. Заметка к философии Бориса Григорьевича Юдина.

Заметка к философии Бориса Григорьевича Юдина

Сегодня, вспоминая БГ, попытаюсь, безусловно в меру своего предпонимания, предложить догадку о некоторой общей идее его философии. Идеи в архаичном смысле – не как общем понятии, а как о том, что позволяет нам видеть мир как он есть, а не так как только мнится...
   
Помню, в одной из аудиторий прозвучал обращённый к нему вопрос: «Неужели вы отрицаете возможность построения общей системной теории человека?» - его ответ – «Нет. Я даже готов сам что-то предложить к обоснованию возможности некой общей теории человека (всеобщей антропологии), единственное, что я ещё утверждаю, так это то, что таких антропологий может быть бесконечно много... И когда мы сталкиваемся с реальными проблемами человека, то ни одна общая теория не спасает... ». Любая теория интересна не сама по себе, а в той степени, в которой она предлагает разумные ответы на реальные вопросы, которые ставит перед нами реальная жизнь. Подобного рода философский «практицизм» не случаен, если мы учтём, что первые шаги в философии БГ делал в семинаре Г.П. Щедровицкого, который пытался ортодоксально реализовать марксистский тезис о том, что жизнь надо не объяснять, а изменять. Поэтому смысл гуманитарного знания не теоретичен, а технологичен. Не описание естественного состояния, а ответственное технологически проработанное конструирование искусственных, рационально контролируемых состояний. В своих публикациях Б.Г. Юдин неоднократно обращался к идеям Г.П. Щедровицкого, подчёркивая, что они во многом опередили своё время. Но именно в том времени, ещё переполненном миазмами тоталитаризма, оставался неприемлемый для БГ пафос единственно истинного учения, который мы без труда найдём и у Э.В. Ильенкова, и у Г.П. Щедровицкого, и у М.К. Мамардашвили, несмотря на различия личностной стилистики его выражения.
   
Философия БГ принципиально отличается от философии ГП не столько представлением о смысле знания и познания, а личной установкой, признающей не просто возможность, но необходимость присутствия в опыте другого субъекта как принципиально инакомыслящего. Отличается неискоренимым любопытством и доброжелательностью к особенностям и непонятностям мыслей других – философов, учёных, политиков. Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что ГП сводит практику к инструментальному технологически прописанному манипулированию, в то время как БГ, не отрицая важности инструментального плана проектировочной деятельности, сохраняет теоретически и реализует в своей жизни практически коммуникативный аспект преобразующего мир действия. И биоэтика, и гуманитарная экспертиза, и социогуманитарное сопровождение, и представление об удвоенном контуре технонауки – эти и другие его концептуальные новации – это последовательные реализации его личной ответственной позиции.

Поэтому философия БГ – это не доктрина, это не система, а его особый, философский образ мысли и жизни...








Вернуться к списку

Хроника

Конференция "Биотехнологическое улучшение человека: социально-этические проблемы". Конференция посвящена памяти Бориса Григорьевича Юдина
12-13 октября 2017 г., Институте философии РАН (г. Москва, Россия)
Основная цель конференции – широкое обсуждение ключевых проблем биоэтики, в частности, комплекса этических проблем, возникающих в контексте развития новейших биотехнологий и применения их к человеку не только в терапевтических целях, но и в целях улучшения физических, психических, интеллектуальных и моральных качеств человека. Предполагается участие ведущих ученых и специалистов в областях медицины, наук о жизни, философии, социологии и права, представителей различных религиозных конфессий и общественных организаций.
подробнее

Круглый стол «Органное донорство сегодня: проблемы и перспективы. Социогуманитарные и этико-психологические аспекты медтехнологий»
31 октября, 12.00, Институт философии РАН (Гончарная 12, ком. 312).
Темы докладов: «Философские основания дискусси о коммерциализации донорских органов»; «Критический анализ сборника статей»; «Об исследовании актуальных проблемах медтехнологий, объединяющем этику, философию и медицину» и др.
подробнее

6 августа 2017 г. после тяжёлой продолжительной болезни скончался Борис Григорьевич Юдин – видный специалист в области философии науки, лидер биоэтических исследований в России, главный редактор сайта "Биоэтический форум".
Годы жизни – 14 августа 1943 г. – 6 августа 2017 г.

подробнее

Открыта позиция в постдокторантуре: исследования науки и технологий, университет Ли́нчёпинга, Швеция
Заявки принимаютс до 21.12.2016
Технологии оценки: рейтинги, ранжирование и оценка Цифровые технологии: визуализация Разработка и использование алгоритмов Рынки и маркетинг
подробнее

Школа молодых ученых «Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания»
26-30 июня 2017, Москва
С 26 по 30 июня 2017 года на базе Московского гуманитарного университета совместно с Институтом философии Российской Академии наук будет проводиться Школа молодых ученых «Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания».
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright