Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Хроника

Новости ассоциации | Новости биоэтики | Анонсы событий

Отдел Комплексных проблем изучения человека Института философии РАН, Центр биоэтики Института фундаментальных и прикладных исследований Московского Гуманитарного Университета проводит совещание по проекту «Философские основания биоэтики»


Программный комитет проекта:
член-корр. РАН Б.Г. Юдин (председатель), Белялетдинов Р.Р. (учёный секретарь), д.ф.н., проф. А.Я. Иванюшкин, д.ф.н Л. П. Киященко (заместитель председателя), д.ф.н. Ф.Г. Майленова, д.ф.н., проф. В.И. Моисеев, к.м.н. М.А. Пронин, д.ф.н. О.К. Румянцев, д.ф.н. П.Д. Тищенко (заместитель председателя), д.ф.н. А. Ю. Шеманов

Тема совещания: «Концепции науки нового типа и проблема ответственности в биологии и медицине 21-го века»

со- председатели совещания д.ф.н. Л.П. Киященко, д.ф.н. П.Д. Тищенко


Место и время проведения:

14 го апреля 2010 с 10-00 до 14-00
Институт философии РАН, аудитория 206 (Отдел комплексных проблем изучения человека, Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики)

Программа совещания:
1. Л.П. Киященко, П.Д. Тищенко – Вступительное слово - Проект «Философские основания биоэтики и тема первого совещания» (20 мин)
2. Б. Г. Юдин – Об этосе технонауки (40 мин + 10 мин обсуждения)
3. Е.Г. Гребенщикова – 2ой тип производства знания (М. Гиббонс и др.) и проблема ответственности (20 мин + 10 мин обсуждения)
4. Л.П. Киященко – Этос постнеклассической науки - триплекс трансдисциплинарности (20 мин + 10 мин обсуждения)
5. П.Д. Тищенко – Биоэтика, риск и наука «другого модерна» по У. Беку (20 мин+ 10 мин обсуждения)
6. В. И. Моисеев – Ценностные онтологии этики и биомедицины: опыт трансдисциплинарной реконструкции (20 мин+ 10 мин обсуждения)
7. Общая дискуссия (40 минут)
8. Заключительное слово Б. Г. Юдина (10 мин)


Контактный адрес: pavel.tishchenko@yandex.ru



Во второй половине 20го века начал складываться новый тип науки, который получил своё осмысление в целой серии концепций, среди которых можно назвать концепцию постнеклассической науки (В.С. Стёпин, В.И. Аршинов и др.), 2го типа производства знаний (Mode 2 knowledge production, M. Gibbons, H. Nowotny, P. Scott и др.), постакадемической науки (J. Ziman), технонауки, науки «другого модерна» (У. Бек) и др. Эти концепции отслеживают ряд новейших тенденций, без учёта (или, по крайней мере, – критической оценки) которых невозможно, с нашей точки зрения, действительно современное развитие философии науки и биоэтики. Можно выделить следующие черты нового типа науки;

1) знание производится не только в контексте открытия и фундаментального обоснования, но и в контексте оцениваемых последствий и применения (практическое как фундаментальное);
2) научная рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте с познавательными средствами (приборами) и языком, а также ценностно-целевыми структурами;
3) предметоцентризм дисциплинарной организации знания доопределяется проблемоцентризмом трансдисциплинарности;
4) отмечается гетерогенность и организационное разнообразие производства знания (знание производится не только в лабораториях, но и по всей социальной цепочке восприятия, трансформации, трансляции, применения знаний и потребления его результатов, в явной и неявной форме. В качестве производителей знания – «гносеологических субъектов» - выступают и индивиды, и организации);
5) возникают новые формы социальной ответственности и рефлексивности (биоэтика наиболее характерный пример);
6) усложняется структура контроля качества знания (научная достоверность и обоснованность доопределяются идеями рыночной конкурентоспособности, практической полезности, соотношениями цены и качества)

Описанная в терминах различных теорий новая ситуация в науке – это вызов философии, требование заново переосмыслить такие основополагающие вопросы как:

1) «Что я могу знать?», учитывая:
а) распределенность, (трансдисциплинарность) производства знаний и его неоднородность в различных локусах социальной системы общества знания;
б) равноправие различных форм аргументации инако-мыслящих познающих субъектов, возможность принять чужое как свое, свое сделать доступным для другого;
в) коллективно-индивидуальную природу коммуникативно-когнитивных стратегий познания;
г) трансформацию оснований современной познавательной деятельности (рассмотрение прикладного как фундаментального, апостериорность априорных предположений, рекурсивную рефлексивность суждений в общении, «открытую» контингентность полученных результатов и т. д.).

2) «Что я должен делать?» (в моральном плане), учитывая явный плюрализм культур и ценностных ориентаций и распределение моральной ответственности и подотчётности в разных социальных локусах производства и применения знаний. Соотношения универсализирующего и легко тиражируемого «явного знания» и уникализирующего, трудно тиражируемого неявного (личностного) знания.

«Что я должен делать?» в предметно ориентированной деятельности технонауки (реконструкции среды обитания, пересадки органов, генетической терапии и инженерии, нанотехнологиях, технологиях с применением стволовых клеток и т.д.), учитывая ее (деятельности) экзистенциальную проблемоцентричность, сложность отслеживания непосредственных и прогнозирования отдалённых последствий, способных оказать влияние на телесное и моральное благополучие человека и качество его социо-природной среды обитания.

3) «На что я могу надеяться?», учитывая сложность и многоплановость надежды, ее соотнесенность с разнородными представлениями об идее спасения, выживания, улучшения качества жизни и т.д., а также неопределённость инстанции, фундирующей надежду (Бог, человечество, просвещенный монарх, властная вертикаль, гражданское общество и т.д.).

4) «Что такое человек?» одновременно являющимся и субъектом биотехнологического конструирования и его объектом.

На последующих совещаниях планируется обсудить (после консультаций с коллегами и с учётом их предложений) наиболее актуальные аспекты философских оснований биоэтики: глобализм и традиционные ценности, соотношение светской и религиозной биоэтики, что могут дать традиции отечественной философии для развития биоэтики, проблема справедливости в российском здравоохранении, биоэтика и нанотехнологии и др.

Вернуться к списку

Хроника

Резолюция VII национального конгресса по биоэтике
21.10.2019

подробнее

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright