Итоговый документ и рекомендации
Конференции ЮНЕСКО
"Социальная справедливость в здравоохранении:
биоэтика и права человека"
Москва, 7-8 декабря 2005 г.
Участники Конференции "Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека", собравшиеся 7-8 декабря 2005 г. в Москве, представляющие государственные, международные, общественные и частные организации, научные, медицинские и правозащитные учреждения, сообщества пациентов,
ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., другие международные и региональные документы в области биоэтики и прав человека, Конституцию Российской Федерации, а также национальные законодательные нормы и правила, международные и региональные кодексы поведения и руководящие принципы в области биоэтики,
учитывая необходимость внедрения универсальных принципов на основе общих этических ценностей, призванных служить ориентиром для научно-технического прогресса и социальных преобразований,
подчеркивая, что здравоохранение, являясь одной из ключевых сфер, в которых формируются условия качества жизни и благополучия человека, представляет собой приоритетную область реализации социальных прав граждан и норм биоэтики,
признавая, что здоровье, как один из ключевых факторов человеческого потенциала, повышения уровня жизни, укрепления конкурентоспособности страны и национальной безопасности, зависит не только от прогресса науки и техники, но и от соответствующих политических мер и решений и институциональных условий,
признавая также, что решения, касающиеся этических вопросов в области общественного здравоохранения, медицины, наук о жизни и связанных с ними технологий, оказывают существенное воздействие на отдельных лиц, семьи, группы или общины и все население в целом,
учитывая необходимость актуализации и совершенствования подходов к вопросам социальной справедливости в здравоохранении для гарантирования соблюдения прав человека и этических норм,
признавая, что для оценки социальной политики государства и повышения ее эффективности важно уделять внимание развитию равноправного сотрудничества между всеми секторами общества,
подчеркивая необходимость привлечения международного опыта и развития международного сотрудничества в области социальных и гуманитарных наук, в частности, в сфере прав человека и биоэтики,
принимая во внимание необходимость учета потребностей и интересов сообществ пациентов и уязвимых слоев населения, и считая, что ко всем без исключения гражданам следует применять одни и те же этические нормы в медицине и биомедицинских исследованиях,
ссылаясь на положения Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, принятой на Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 2005 г.,
приняли следующие решения и рекомендации для разработки мер на национальном уровне и внесения предложений в рамках программ международного сотрудничества:
Основные положения
1. Социальная справедливость в здравоохранении находит выражение в следующем:
a. укрепление и охрана здоровья граждан без ограничений по каким бы то ни было признакам или индивидуальным характеристикам;
b. обеспечение универсального доступа к качественной медицинской помощи;
c. обеспечение справедливого доступа к медицинским, научным и техническим достижениям;
d. обеспечение профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, препятствующих реализации человеком своего потенциала.
Вопросы социальной справедливости должны найти свое место в национальных планах развития здравоохранения; их следует определять в контексте общих целей политики здравоохранения и политики социально-экономического и культурного развития.
2. Социальная справедливость в здравоохранении должна реализовываться исходя из следующих принципов:
a. Каждый человек имеет право на охрану своего здоровья;
b. первоочередное внимание должно быть уделено группам, находящимся в менее благоприятном положении с точки зрения доступа к медицинской помощи;
c. необходимо принимать во внимание возможности и стремление каждого человека к укреплению своего физического и духовного здоровья;
d. каждый гражданин должен иметь возможность реализовать свой потенциал в тех областях, которые представляются данному индивиду наиболее важными и ценными для него.
3. Органам государственной власти следует:
a. признать требования социальной справедливости необходимым и специфическим компонентом всей системы здравоохранения;
b. создавать структуры, разрабатывать и осуществлять программы, отвечающие потребностям всех категорий населения, нуждающихся в медицинской помощи, а также проводить мероприятия по информированию населения о своих правах и гарантиях государства по их защите;
c. обеспечивать равноправный доступ к квалифицированной медицинской помощи;
d. принимать меры в целях содействия тому, чтобы программы здравоохранения были направлены на улучшение социального положения наиболее уязвимых групп;
e. обеспечить правовые, экономические, организационные и информационные условия вовлечения институтов гражданского общества в выработку и реализацию политики в области здравоохранения;
f. разработать и принять закон о биомедицинских исследованиях.
4. Социальная справедливость в здравоохранении предполагает не только осуществление аффирмативных (поддерживающих) мер со стороны людей, принимающих решения, но и разнообразные формы активного участия людей, нуждающихся в медицинской помощи. Достижение наивысших возможных стандартов здоровья предполагает деятельность по реализации основных прав, включая их защиту путем создания добровольных объединений (ассоциаций) граждан.
5. В целях контроля над реализацией принципов социальной справедливости необходима систематическая оценка мероприятий в области поддержки и укрепления здоровья граждан. Чтобы оценка была эффективной, она должна быть включена в программы обеспечения права на здоровье на всех ступенях и этапах. Существенную роль в этом могут сыграть независимые междисциплинарные этические комитеты, действующие в целях:
a. консультирования по этическим проблемам в клинической медицине;
b. оценки научно-технического прогресса, выработки рекомендаций и руководящих принципов на основе норм биоэтики и прав человека;
c. оценки соответствующих этических, правовых, научных и социальных проблем, касающихся исследовательских проектов, объектом которых является человек;
d. содействия обсуждению, просвещению и информированию общественности по вопросам биоэтики и ее привлечению к их решению.
6. Органам управления здравоохранением в целях обеспечения социальной справедливости рекомендуется:
a. полностью использовать для достижения этих целей существующую материальную базу здравоохранения и создавать новую там, где она отсутствует;
b. делать необходимые капиталовложения в развитие системы здравоохранения: в подготовку врачей, младшего и среднего медицинского персонала, преподавателей медицинских учебных заведений, организаторов и инструкторов;
c. содействовать разработке стратегии и методов развития системы здравоохранения;
d. обеспечивать справедливое вознаграждение труда и повышать мотивацию медицинских работников;
e. устранять экономические и социальные препятствия на пути к получению качественной медицинской помощи;
f. способствовать охране права на доступность и качество медицинской помощи посредством обеспечения представительства сообществ пациентов и выражения их интересов на соответствующих уровнях принятий решений, а также на местах – через включение в этические комитеты при больницах и других лечебных учреждениях.
Специальные рекомендации по итогам работы тематических сессий
Сессия 1 "Соблюдение права человека на охрану здоровья как приоритет политики в области здравоохранения"
1. Признать в качестве необходимого условия для проведения эффективной политики в области охраны здоровья организацию деятельности, направленной на выявление нужд, потребностей и интересов прямых реципиентов этой политики. Важно обеспечить их полноправное участие в ее разработке и реализации, имея в виду различные формы партнерства государства и общества в области охраны здоровья.
2. Исходя из того, что затраты на здравоохранение являются не только статьей расходов бюджета, но и формой инвестиций, позволяющих наращивать общественный и личный капитал, считать необходимыми операционализацию и широкое применение таких критериев и показателей, которые дают возможность измерять эффективность бюджетных инвестиций в повышении качества жизни и улучшении здоровья россиян.
3. Принимая во внимание тот факт, что сегодня ценности здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью близких еще не стали ориентиром для многих россиян, считать целесообразным разработку комплекса мер, направленных на стимулирование, в том числе материальное, ответственного отношения граждан к собственному здоровью.
4. Ввиду того, что результаты биомедицинских исследований являются существенным фактором обеспечения благополучия человека и охраны его здоровья, признать важной составной частью политики в области охраны здоровья их поддержку и организацию систематической деятельности, направленной на обеспечение доступности достоверной информации о биомедицинских исследованиях для самых широких слоев населения, в частности, путем развития доступа к базам данных о результатах клинических исследований. Представляется важным также широкое использование новейших научно-технических достижений, в частности, современных биомедицинских технологий, для повышения качества услуг в здравоохранении.
5. Считать необходимым активное вовлечение граждан в формирование и реализацию политики в области охраны здоровья, принимая при этом во внимание наличие у различных социальных групп специфических жизненных потребностей, а особенно –наличие категорий граждан с ограниченными возможностями для реализации собственного человеческого потенциала, таких, как лица с определенными заболеваниями (онкологическими, сердечно-сосудистыми, связанными с ослабленным зрением, диабетом, ВИЧ/СПИДом и др.). Платформой для такого вовлечения должны стать различные общественные движения и организации, в частности, защищающие права и интересы как пациентов и потребителей социальных услуг в целом, так и отдельных сообществ пациентов. В этой связи, особой поддержки заслуживает деятельность, направленная на минимизацию влияния связанных с этими заболеваниями ограничений.
6. Исходя из того, что защита прав наиболее уязвимых категорий населения является ключевым условием реализации целей и принципов социальной справедливости в здравоохранении, особое внимание следует уделять следующим социальным группам: женщины, молодежь, люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, население экономически депрессивных , а также сельских регионов, безработные, этнические и культурные меньшинства, люди пожилого возраста, люди с ограниченными физическими и психическими возможностями. Интересы этих социальных групп должны стать объектом приоритетного внимания со стороны государственных институтов и учреждений системы здравоохранения.
Сессия 2 "Межсекторное партнерство в обеспечении социальной справедливости в здравоохранении"
1. В целях объединения усилий государственных структур, научного, экспертного сообщества, бизнес-сектора и некоммерческих организаций следует:
a. содействовать повышению профессионализма всех секторов общества в области межсекторного партнерства;
b. оказывать поддержку мерам по разработке, развитию и популяризации программ социальной ответственности и социальных инвестиций, социальной отчетности, добросовестной деловой практики;
c. ускорить выработку со стороны государства стандартов социальных услуг;
d. содействовать развитию систем межсекторного социального взаимодействия и партнерства (МСП) посредством поддержки исследований в области МСП, распространения информации и обучения в области МСП и развития гражданского общества, анализа и адаптации к российским условиям успешных зарубежных практик МСП, а также практики применения механизмов МСП, разработанных на региональном и национальном уровнях, более широкого вовлечения представителей государства, некоммерческого сектора и бизнеса в решение социальных проблем, в особенности в области охраны здоровья;
e. содействовать проведению научных исследований, разработке и внедрению новых технологий и механизмов в области управления социальными проектами, а также в сфере некоммерческой деятельности и взаимодействия некоммерческого, государственного и частного секторов.
2. Исходя из необходимости привлечения опыта и ресурсов организаций гражданского общества для выработки и реализации политики в области здравоохранения, обеспечения доступа к качественной медицинской помощи и защиты прав пациентов, рекомендуется:
a. обеспечивать участие институтов гражданского общества в процессах принятия решений в области охраны здоровья и оценки этических аспектов медицинской помощи и биомедицинских исследований на принципах равноправия, обязательного представительства, информированности, участия на всех стадиях реализации;
b. признать одной из форм такого вовлечения участие в работе этических комитетов представителей организаций сообществ пациентов.
3. Исходя из того, что в последнее время получают развитие социальные программы частного сектора, направленные на развитие человеческого потенциала и создание условий для повышения уровня жизни населения, признать актуальным реализацию следующих мер:
a. обобщение и распространение опыта социальных программ тех организаций и предприятий, которые сумели повлиять на изменение ситуации в сфере здравоохранения не только в отношении своих сотрудников, но и жителей населенных пунктов, тесно с этими организациями связанных (градообразующие предприятия);
b. разработка для организаций частного сектора рекомендаций относительно их социальных программ на основе обобщения успешных практик и опыта;
c. использование информации о позитивном опыте бизнес-структур в развитии человеческого потенциала для формирования их делового имиджа и организационной культуры.
4. Принимая во внимание роль средств массовой информации в информационно-просветительской поддержке здорового образа жизни и правового образования граждан, рекомендовать следующие меры по развитию взаимодействия со СМИ для обеспечения социальной справедливости в здравоохранении:
a. содействие развитию социальной журналистики и социальной рекламы с привлечением соответствующих заинтересованных сторон и экспертов, в частности, через вовлечение СМИ и журналистов в процесс решения социальных проблем, консультирование и обучение по вопросам подачи социальной информации;
b. привлечение специалистов-медиков и представителей этических комитетов к освещению в СМИ вопросов медицинско-правового характера;
c. разработка и внедрение технологий социальной рекламы с участием специалистов, в частности, психологов, для повышения ее эффективности;
d. планирование, реализация и оценка программ и общественных кампаний по социальному маркетингу, просвещению, распространению и передаче информации, направленной на привлечение внимания широкой общественности и СМИ к социальным проблемам, согласование и мобилизацию усилий по их решению.
Сессия 3 "Этические аспекты противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа"
1. Исходя из того, что первостепенное значение в решении проблем ВИЧ/СПИДа имеют меры, осуществляемые на государственном уровне, предлагается следующее:
a. подготовка Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о ситуации в области ВИЧ/СПИДа при участии и соответствующей поддержке заинтересованных организаций, экспертов и представителей сообщества людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;
b. анализ законодательства на предмет соответствия его норм правам человека и Конституции РФ, а также федеральным законам и нормам международных договоров РФ;
c. разработка и принятие национальных протоколов лечения ВИЧ-инфекции на основе рекомендаций ВОЗ;
d. разработка и реализация мер по снижению стоимости специализированного лечения (антиретровирусной терапии), в том числе путем специальных мер налоговой и таможенной политики, содействие отечественному производству соответствующих лекарственных препаратов.
2. В целях повышения эффективности государственных мер по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции и исходя из имеющегося в настоящее время опыта, накопленного в практике некоммерческих организаций, в рамках государственных профилактических программ по ВИЧ/СПИДу следует внедрять наработки и использовать потенциал общественных организаций, работающих в этой области, посредством таких последовательных шагов:
a. создания открытой базы данных НКО, специализирующихся на профилактических программах для различных целевых групп;
b. привлечения НКО к разработке, планированию, реализации, мониторингу и оценке государственных профилактических программ;
c. внедрения учебных, профилактических программ в образовательный процесс (школа, вуз).
3. Принимая во внимание специфику распространения ВИЧ, состоящую в том, что наибольшее распространение эпидемии наблюдается в среде людей, принимающих инъекционные наркотики, и учитывая растущие темпы полового пути передачи, при том, что одним из наиболее эффективных методов профилактики ВИЧ-инфекции среди данной целевой группы являются программы снижения вреда, считать целесообразным поддержку на государственном уровне программ снижения вреда, заключающуюся в следующем:
a. обзор, анализ и адаптация опыта, существующего в мире и в России;
b. интеграция программ снижения вреда в систему государственных мер по профилактике;
c. направление на реализацию программ снижения вреда части средств государственного и муниципального бюджета здравоохранения, предусмотренных на профилактику;
d. вовлечение НКО, обладающих необходимыми навыками и человеческим потенциалом, в качестве основных исполнителей соответствующих программ.
4. Принимая во внимание неоднозначность активно поднимаемого в настоящее время в мире и России на различных уровнях вопроса о заместительной терапии, инициировать всестороннее обсуждение вопроса о возможности внедрения программ заместительной терапии (с учетом их этических аспектов ) для профилактики и лечения ВИЧ-инфекции с привлечением законодателей, экспертов системы здравоохранения, научных и медицинских учреждений и пациентов, имея в виду решение следующих вопросов:
a. анализ опыта и практики проведения программ заместительной терапии в других странах;
b. анализ существующего законодательства и институциональной инфраструктуры на предмет возможности внедрения программ заместительной терапии;
c. анализ путей и инструментов возможного внедрения программ заместительной терапии.
5. Принимая во внимание потенциал организаций, представляющих интересы пациентов, в формировании приверженности к лечению ВИЧ-инфекции, следует привлекать соответствующие НКО к разработке, планированию, реализации, мониторингу и оценке программ по лечению ВИЧ-инфекции, посредством следующих мер:
a. разработка и внедрение многоуровневых моделей взаимодействия между системой здравоохранения и сообществами пациентов, а также между сотрудниками системы здравоохранения, социальными работниками и пациентами в процессе лечения и формирования приверженности к нему;
b. направление части средств государственного и муниципального бюджета здравоохранение на поддержку и развитие системы «равных» консультантов на базе лечебных учреждений посредством подготовки таких консультантов из числа людей, живущих с ВИЧ, и создания условий для их работы;
c. оказание государственной поддержки и выделение финансирования для НКО по проведению программ немедицинского ухода и поддержки людей, находящихся в терминальной стадии ВИЧ-инфекции.
6. Ввиду того, что ВИЧ-положительные пациенты подвержены стигматизации, дискриминации и нарушению прав по предоставлению медицинской помощи, считать целесообразным разработку и внедрение с участием НКО учебных программ для сотрудников медицинских учреждений, включая:
a. анализ причин нарушения прав пациентов при предоставлении медицинской помощи;
b. разработку и апробацию учебных программ для медицинского персонала с их последующим внедрением в систему вузовского образования и повышения квалификации (последипломной подготовки).
7. Исходя из того, что организации пациентов обладают значительными возможностями в плане формирования приверженности к лечению, мониторинга соблюдения прав пациентов и развития взаимодействия с пациентами при проведении биомедицинских исследований, следует способствовать вовлечению людей, живущих с ВИЧ, и экспертов общественных организаций в подготовку и проведение биомедицинских исследований, в частности:
a. способствовать тому, чтобы все протоколы научных исследований, направленных на лечение ВИЧ, в т.ч. связанных с применением антиретровирусной терапии, прошли оценку независимых комитетов по этике с участием людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;
b. содействовать развитию сотрудничества между государством и институтами гражданского общества, в частности, между организациями пациентов и комитетами по этике, для повышения эффективности мер по мониторингу соблюдения и защиты прав пациентов.
Сессия 4 "Охрана здоровья граждан: государственная и общественная экспертиза"
1. Исходя из того, что для обеспечения социальной справедливости в здравоохранении важным условием является мониторинг государственных мер и инициативных действий граждан в этой области, а также анализ эффективности таких мер и действий, считать целесообразным решение органами государственной власти и местного самоуправления следующих задач:
2. Признать необходимым сопровождать мониторинг по утвержденным показателям специализированными социологическими и иными исследованиями, выявляющими:
a. проблемы в сфере охраны здоровья;
b. распространение социальных практик здорового образа жизни;
c. организацию лечения заболеваний, имеющих своим источником бедность, бездомность, низкий уровень бытовой культуры и т.п.
3. Считать целесообразным осуществление поэтапного перехода от отдельных исследований в области социальных аспектов здравоохранения через мониторинг этих аспектов по утвержденным показателям к государственной и общественной экспертизе по вопросам развития человека и охраны жизни и здоровья граждан (гуманитарной экспертизе). Такая экспертиза должна становиться обязательным элементом системы здравоохранения на всех ее уровнях и на всех территориях. В этой связи рекомендуется:
a. внести предложения по проекту соответствующего федерального закона, создать в инициативном порядке рабочую группу по его разработке, а также по подготовке комплекса подзаконных актов, из него вытекающих;
b. инициировать проведение специализированных конкурсов научных проектов в РГНФ и РФФИ по проблематике социальной справедливости в здравоохранении, биоэтики и защиты прав человека на охрану здоровья с целью разработки конкретных механизмов гуманитарной экспертизы;
c. организовать эксперименты в регионах РФ по внедрению гуманитарной и этической экспертизы в процесс принятия управленческих решений.
4. Меры по формированию обозначенных мониторинга и гуманитарной экспертизы важно рассматривать как часть активной деятельности институтов гражданского общества, осуществляемой совместно с государством. В этой связи следует:
a. инициировать разработку и осуществление социальных проектов в целях обеспечения социальной справедливости в здравоохранении, продвижения к более эффективной модели взаимодействия государства и гражданского общества;
b. определить содержание и объем мер государственной поддержки инициативных проектов структур гражданского общества, отдельных граждан, семей в данной области на принципе субсидиарности.
5. Расширение исследовательской практики по этическим аспектам охраны здоровья граждан, вопросам совершенствования системы общественного здравоохранения и т.п. предполагает развитие научно-исследовательской инфраструктуры. В этой связи считать целесообразным учреждение:
a. научно-исследовательских и образовательных центров биоэтики;
b. специализированных структур в вузах и научно-исследовательских учреждениях, занимающихся вопросами социальной медицины, социологии здоровья и т.п. (кафедры, научные подразделения);
c. социологических центров в системе Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, специализирующихся на изучении проблем прав человека в контексте охраны здоровья.
6. Учитывая необходимость установления научных связей между различными институтами и группами экспертов в рассматриваемой сфере исследований и экспертных оценок, считать целесообразной разработку на базе действующих научных структур:
a. методики по исследованиям здоровья как социальной ценности для различных групп населения и доступности услуг здравоохранения как индикатору социальной дифференциации, которые следует проводить на местах с учетом имеющихся территориальных и социокультурных различий;
b. предложений по планированию органами исполнительной власти и органами местного самоуправления мониторингов, экспертиз, исследований в области социологии здоровья и социологии медицины, биоэтики, прав человека, семьеведения, ювенологии, геронтологии и в других сферах, позволяющих получить более ясную картину реализации принципов социальной справедливости в здравоохранении.
7. Исходя из того, что последовательное проведение обозначенных в настоящих рекомендациях мер предполагает вовлечение специалистов, имеющих подготовку в области биоэтики, социальной медицины и др., считать необходимым:
a. при разработке и коррекции государственных образовательных стандартов высшего образования внедрять элементы биоэтики как путем введения учебных курсов биоэтики в федеральный компонент таких стандартов по ряду специальностей (не только медицина, но и социальная работа, социальная педагогика и др.), так и через включение дидактических единиц, основанных на биоэтике, в стандарты других учебных курсов по широкому кругу дисциплин (философия, этика, концепции современного естествознания, гражданское воспитание, обеспечение безопасности жизнедеятельности и др.);
b. разработать рекомендации по включению биоэтики в учебные планы для вузов с учетом возможностей ее изучения в качестве дисциплины регионального (вузовского) компонента государственного образовательного стандарта высшего образования.